программа воспитания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №198»
(МБОУ «СОШ №198»)

Принято
На Педагогическом совете
МБОУ «СОШ №198»
16.06.2021 г.
Протокол № 10

Согласовано с
Управляющим Советом
школы
03.06.2021 г.
Протокол №5

Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ
№198»
Е.В.Леонтьева
17.06.2021
Приказ № 297-од

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «МБОУ СОШ №198»

Автор – составитель
Бродская Ирина Константиновна,
Заместитель директора по воспитательной работе

г. Северск 2021

1.
2.
3.
4.

5.

Содержание рабочей программы
Оглавление
Пояснительная записка
Раздел 1. Особенности организуемого в школе
воспитательного процесса
Раздел 2.Цель и задачи воспитания.
Раздел 3. Виды, формы и содержание
деятельности.
Инвариативные модули:
3.1. Модуль «Школьный урок»
3.2. Модуль «Классное руководство»
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
3.4. Модуль «Самоуправление»
3.5. Модуль «Профориетация»
3.6.Модуль ««Работа с родителями»
Вариативные модули:
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.8.Модуль «Детские общественные объединения»
3.9. Модуль «Школьные медиа»
3.10.
Модуль
«Организация
предметноэстетической среды»
3.11. Модуль «Центр гражданского образования»
3.12. Модуль «Правовое воспитание»
Основные
направления
воспитательной работы.

самоанализа

2

страница
3
4
6
10
10
10
11
13
15
16
17
18
21
22
23
23
24

26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания МБОУ «СОШ № 198» соответствует Федеральным
государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) на трёх ступенях образования
и направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности.
Рабочие программы воспитания описывает систему форм и способов работы с
обучающимися и включает в себя четыре основных раздела:
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
2. Раздел «Цель и задачи воспитания».
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

3

РАЗДЕЛ №1.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ «СОШ №198» обеспечивает реализацию образовательных запросов обучающихся
по трём ступеням обучения: начальная, основная, старшая. В школе реализуется
дополнительное образование обучающихся и внеурочная деятельность.
Специфика расположения школы. Школа располагается в застраивающемся микрорайоне
города Северска. Ежегодно вводятся в строй новые девятиэтажные дома. Квартиры в этих
домах приобретают молодые семьи с детьми, поэтому количество обучающихся в школе
ежегодно растёт. На май 2021 года численность обучающихся школы составила 1186
обучающихся. Из – за нехватки кабинетов в школе образовательный процесс в МБОУ «СОШ
№198» организован в две смены.
Особенности социального окружения. В микрорайоне школы расположены детские
сады №58 и №59, МБУДО СДЮСШОР гимнастики им.Р.Кузнецова, филиал Центральной
детской библиотеки «Родник».
Говоря об особенностях контингента обучающихся отметим следующее: в школе
обучается 1186 обучающихся в 50 классах. Из них:
- 8 обучающихся из категории детей – инвалидов,
- 66 обучающихся - дети с ОВЗ,
- 18 обучающихся, находящихся под опекой,
- 48 обучающихся из категории малообеспеченных семей,
- 195 обучающихся из категории неполных семей,
- 122 обучающихся из категории многодетные семьи,
- 3 обучающихся из категории приёмных детей.
Значимыми партнёрами школы считаем МБУДО СДЮСШОР гимнастики
им.Р.Кузнецова, филиал Центральной детской библиотеки «Родник», СибГМУ, НИЯУ
МИФИ, СибГМУ.
За многолетнюю историю школы в ней сложились оригинальные воспитательные
практики школы: деятельность школьного исторического музея «Память», деятельность
детской организации «Креатив».
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности
информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в
образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
4

других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Воспитательная работа МБОУ «СОШ №198» объединяет школьные проекты, каждый из
которых имеет свою цель, задачи, руководителя и объединяет координаторов по проектам от
каждого класса. Внутри проекта реализуются свои образовательные события, дела, акции.
Обучающиеся школы участвуют в мероприятиях вне школы. Школьные проекты: «День
знаний», «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с
букварём», «С тобой всегда тепло», «День учителя», «Новый год», «День Конституции»,
«Уроки мужества», «Международный женский день», «Последний звонок» и другие.
Для обучающихся школы оборудованы просторные, эстетично оформленные классные
кабинеты с современной мобильной школьной мебелью, техническими и электронными
средствами обучения, интерактивным оборудованием, цифровыми лабораториями по физике,
химии, биологии, экологии, кабинетом робототехники.
В рамках организации дополнительного образования и внеурочной деятельности в
образовательной организации имеется:
 помещения для занятий робототехникой;
 бассейн с двумя чашами;
 зал для занятия самбо;
 библиотека с читальным залом;
 школьный музей «Память».

5

РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) общей целью воспитания в МБОУ «СОШ №198» – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и
усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения
являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса
нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
-уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
6

устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
-уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально
значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его
поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность
в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для
детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
7

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками
конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
8)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
8

9)
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
10) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
11) развивать целевую модель наставничества в различных формах, направленную на
полное раскрытие потенциала наставляемого.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Нормативно-правовое поле организации воспитательной деятельности
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996р)
 Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р)
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р)
 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан в РФ на 2016-2020
гг.» (утверждена Правительством РФ от 30.12.2015 №1493)
 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 № 10н
 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
 Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. №706
 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» Приказ
Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ,
осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации
работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в
общеобразовательных организациях (письмо Министерства Просвещения РФ от
12.05.2020 № ВБ-1011/08)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16
«Об
утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП
3.1/2.4.3598-20
 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры
для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)

9

РАЗДЕЛ 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.1. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
В рамках данного модуля осуществляется наставничество через форму «ученик-ученик»,
«педагог–ученик»:
 обучающийся выступает в качестве наставника, оказывая по поручению педагога
помощь отстающим по учебным предметам (форма «ученик-ученик», направление
«успевающий-неуспевающий»);
 активный обучающийся может быть вовлечён в организацию урока, в частности,
участвовать в разработке плана урока, подборе учебного материала, проведении и подведении
итогов урока (форма «ученик-ученик», направление «активный педагог –активный ученик»).
10

Реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» осуществляют заместитель
директора по воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители,
школьные психологи.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом осуществляется через:
- инициирование и поддержку участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем
самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в
себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие
подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; выработку совместно со
школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым
они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; беседы классного руководителя
с родителями обучающегося, учителями-предметниками, а также со школьным психологом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
психологом школы тренинги, через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в классе, через вовлечение в школьный проект «Служба примирения».
Работа с учителями, преподающими в классе:
11

 регулярные консультации классного руководителя с учителями предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
 проведение мини-педсоветов, административных совещаний, направленных на
решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
 привлечение учителей-предметников, школьного психолога к участию в
профориетационной деятельности, направленной на определение у обучающегося
успешности в определённом предметном направлении, привлечение к участию в олимпиадах
различного уровня;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
обучающихся;
 взаимодействие с Управляющим Советом школы;
 привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
 привлечение к решению ситуаций (при наличии конфликтов в семье и нарушении
детско-родительских отношений) «Службы примирения» и психолога школы, привлечение
родителей семей «группы риска» к занятиям в проекте «Школа ответственного родительства»;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
В рамках данного модуля в МБОУ «СОШ №198» осуществляется наставничество через
формы
наставничества
«ученик-ученик»,
«педагог–ученик»,
«студент-ученик» и
«работодатель–ученик».
Деятельность педагога направлена на помощь отстающим по учебным предметам,
проведение тренингов и мастер-классов, направленных на раскрытие потенциала
обучающихся, поддержку инициатив активных обучающихся и вовлечение их в учебную
деятельность в качестве организатора, соорганизатора или координатора события.
Направления наставничества в МБОУ «СОШ №198»:

обучающийся выступает консультантом, наставником в выполняемом другими
обучающимися или группой обучающихся проекте или исследовании, передаёт свой опыт и
знания, курирует все этапы работы, в том числе в центре гражданского образования (форма
«ученик-ученик», направление «менеджер – проектная команда»);

обучающийся оказывает поддержку другому обучающемуся в развитии его
навыков , реализации его идей, помогает адаптироваться в коллективе, организует совместную
работу над каком –нибудь проектом, объединяя обучающихся, обладающих знаниями в разных
предметных областях (форма «ученик-ученик», направления «лидер –пассивный, «лидер –
активный», «равный – равному»);

педагог поддерживает идеи активных обучающихся, привлекает их
к
реализации различных проектов, вовлекает во внеурочную деятельность в качестве
организаторов, соорганизаторов и модераторов событий (форма «педагог-ученик»,
12

направление «активный учитель –активный ученик»);

педагог выступает руководителем , консультантом, наставником в выполнении
обучающимся (или группой обучающихся) проекте или исследовании, курирует выполнение
работы на всех этапах (форма «педагог –ученик», направления – «куратор – автор
индивидуального проекта», «куратор – проектная команда»).
Реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» осуществляют заместитель
директора по воспитательной работе, заместитель директора по правовому воспитанию,
классные руководители, школьные психологи.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная
деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их
участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Цель внеурочной
деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на
основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных
традиций.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках познавательной деятельности обучающихся.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них
навыков самообслуживающего труда.
13

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Перечень курсов, реализуемых в рамках внеурочной деятельности в 1-4 классах
Виды деятельности
Наименование курса внеурочной
деятельности
Лыжная подготовка
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Уроки доктора Здоровья
Спортивные игры
Футбол
Изучаем природу родного края
Туристско-краеведческая деятельность.
Мы и окружающий мир
Готовлюсь к школьной олимпиаде
Познавательная деятельность
Образовательная робототехника
За страницами учебника математики
Музей в моём классе
Работа с текстом
Ключ и Заря
РЗ "Путь к успеху"
Эрудит
Научная лаборатория
Умники и умницы
Проблемно-ценностное общение.
Школа развития речи
Логопедия
Учусь оценивать свои успехи
ЮИД
Город мастеров
Художественное творчество.
Мы раскрасим целый свет
Мир деятельности
Перечень курсов, реализуемых в рамках внеурочной деятельности в 5-9 классах
Направление развития личности
Наименование курса внеурочной
деятельности
Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Занимательная орфография
Пишем грамотно
Трудные случаи орфографии
Английский для туристов
Занимательная биология
Юный исследователь
В мире тепла
Юный испытатель
Химия через опыты
Магия математики
Занимательная математика
Математический практикум
14

Духовно-нравственное
Всего

Удивительный мир геометрии
Увлекательная математика
Школа точной мысли
Математика для всех
Математический практикум
Магия математики
Занимательная математика
Олимпиадные задания по истории
Олимпийский резерв
21

Перечень курсов, реализуемых в рамках внеурочной деятельности в 10-11 классах
Направление развития
личности
Общекультурное

Социальное
Общеинтеллектуальное

Духовно-нравственное
Всего

Наименование рабочей программы
Говорим и пишем правильно
Английский для туристов
Укореним знания в английском языке
Основы финансовой грамотности
Абитуриент СибГМУ
Юный исследователь
Практическая физика
Химическая лаборатория
Решение задач повышенного уровня сложности
Практикум решения задач
Россия между Европой и Азией
11

Реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» осуществляют заместитель
директора по воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители,
школьные психологи.
3.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
 через деятельность Совета Лидеров, объединяющего лидеров классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной
связи от классных коллективов;

15

 через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций
по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
В рамках данного модуля наставничество в МБОУ «СОШ №198» осуществляется в
формах «ученик- ученик», «педагог-ученик»:
 обучающийся в роли лидера команды или в составе органа самоуправления проводит
соответствующие тематические мероприятия, ведёт работу с документацией, составляет отчёт
о своей деятельности, организует работу постоянных и временных групп (форма «ученикученик», направления «равный–равному», «лидер–активный», «менеджер-проектная
команда»);
 педагог выступает в роли наставника активного обучающегося, помогает ему в
составлении нормативных документов, регламентирующих деятельность в рамках
самоуправления, в организации мероприятий по защите прав обучающихся, представлению их
интересов в органах управления школой, в организации мероприятий, способствующих
личностному развитию обучающихся (форма « педагог-ученик», направление «активный
педагог – активный ученик»).
3.5. Модуль «Профориентация»
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на
профессиональное самоопределение школьника.
Цель профориентационной работы в МБОУ «СОШ №198»:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и
сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора
сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к
выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Формы организации профориентационной работы в МБОУ «СОШ№198»
 тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
16

 профориентационные классные часы, направленные на подготовку обучающихся к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых
дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов «Билет в будущее»,
«Проектория», решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение
открытых уроков;
 участие в муниципальных, региональных конкурсах профориентационной
направленности, конкурсах развития профессиональных навыков для школьников, в
конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества («Билет в будущее» «Есть
такая профессия Родину защищать», «Фестиваль профессий» и др.). Привлечение к занятиям
в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках сотрудничества с СибГМУ,
организация профессиональных проб, практик, участие в предпрофессиональных экзаменах
СибГМУ, в рамках курсов дополнительного образования;
 профориентационная работа с родителями: проведение родительских собраний
(общешкольных, классных); индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора
профессий, учебного заведения учащимися.
Наставничество в рамках данного модуля осуществляется через формы наставничества
«студент-ученик», «работодатель-ученик»:
 студент организации профессионального или высшего образования выступает в
качестве наставника и помогает обучающемуся с профессиональным и личностным
самоопределением, способствует построению индивидуальной образовательной траектории,
принимает участие в организации внеурочных мероприятий, проводит лекции (форма
«студент- ученик», направления «лидер –равнодушный», «равный –другому»);
 представители промышленных предприятий и других организаций выступают в
роли лекторов, ведущих мастер-классов и тренингов, направленных на профессиональное
самоопределение обучающихся (форма «работодатель- ученик», направление «активный
профессионал – равнодушный потребитель»)
Ответственными за реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» назначены:
заместитель директора пот воспитательной работе, классные руководители, психологи,
педагоги – предметники.
3.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:
 Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации
обучающихся;
17

 привлечение родителей к участию в проекте «Школа ответственного родительства»
предоставляет родителям, педагогическим работникам, обучающимся
площадку для
совместного общения;
 организация и проведение общешкольных родительских собраний, происходящие в
режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся с
выступлением представителей администрации школы, психологов, с приглашением
специалистов по теме собрания;
 организация классных родительских собраний, круглых столов, семинаров, дней
«Открытых дверей», на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
обучающимися;
 организация семейного всеобуча (очного и на сайте школы), на котором родители
могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов,
врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
 организация и сопровождение деятельности родительских форумов для школьного
сайта и в системе «Сетевой город», на которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов;
 привлечение родителей к совместной деятельности для реализации задач
воспитания (участие в днях профориетации, школьных событиях в качестве эксперта,
организатора мастер-класса, участие в праздниках и ярмарках, участие семей в конкурсных
событиях школьного и городского уровня).
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности, сопровождение детей на
экскурсиях или совместное посещение учреждений культуры;
 организация индивидуального консультирования c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Ответственными за реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» назначен
заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по правовому
воспитанию, классные руководители, психологи.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Воспитательное пространство МБОУ «СОШ №198» представляет собой систему
условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого
пространства – обучающимися, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со
школой тесными узами: учились старшие дети, учились сами родители. Эта особенность
играет важную роль в воспитательном процессе, способствует благоприятному микроклимату,
доверительным отношениям, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей,
обучающихся и учителей.
Процесс воспитания и социализации юных северчан во многом обусловлен
особенностями краеведческого географического расположения, особенностями производства,
определённым укладом жизни семей, в которых воспитываются обучающиеся. Сама среда
18

обуславливает акценты на те ценности, которые формируются у подрастающего поколения:
чувство любви к родному краю, уважительное отношение к своей истории, символам
Отечества, научным знаниям, народным традициям, природе. Это стимулирует социально –
полезную деятельность обучающихся во благо родного города и его жителей.
В связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе
является создание системы ключевых общешкольных дел, обеспечивающих включенность в
них большого числа детей и взрослых. Ключевые дела способствуют интенсификации
общения взрослых и детей, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе и
окружающем мире.
Для этого в МБОУ «СОШ №198» используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
 Муниципальная городская игра «Конституция РФ» - мероприятие в формате игры –
кругосветки, способствующее созданию условий для формированию у подростков
гражданско-патриотических, нравственных качеств личности; уважительного отношения к
базовым общечеловеческим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
 Муниципальная городская игра «Вечная слава героям!» - мероприятие в формате игры
– кругосветки, направлено на воспитание уважительного отношения к историческому
прошлому, совершенствование системы патриотического и нравственного воспитания
молодого поколения, развитие творческих способностей детей и молодежи ЗАТО Северск.
 Этапы Городской олимпиады младших школьников «Интеллектуально – личностный
марафон для учащихся 1-3 классов» и «Конструкторские состязания младших школьников»
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума: «С тобой всегда тепло», «Чистый берег», «Котодом», «Посади
дерево»;
 проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу
об окружающих (праздники: «День матери», «День старшего поколения», «Масленица».
«Весенние трели», «День Победы», акции «Поздравительная открытка»);
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям (организация и участие в митингах памяти и возложение цветов к
мемориалам героев).
На школьном уровне:
 День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из тематических
классных часов, торжественной линейки. Особое значение этот день имеет для обучающихся
1-х и 11 – х классов, закрепляя идею наставничества, передачи традиций, разновозрастных
межличностных отношений в школьном коллективе.
 Метапредметные события (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины),
связанные с созданием условий для формирования и развития универсальны учебных
действий и повышения интереса к обучению в целом).
 День солидарности в борьбе с терроризмом – цикл мероприятий (классные часы,
уроки мужества), направленный на формирование толерантности, профилактику
межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов;
 Цикл дел, посвящённых Дню Победы (участие обучающихся в митингах с
возложением цветов, в акциях «Бессмертный полк», «Письмо солдату», «Открытка ветерану»,
«Окна Победы», в выставке рисунков «Я помню, я горжусь..», в выставке поделок «Военная
техника», конкурсе чтецов «Строки, опалённые войной», проведение классных часов, уроков
мужества).
 «Новый год у ворот» - общешкольное коллективное творчество, состоящее из
19

отдельных дел (акция «Узоры на окнах», «С тобой всегда тепло», «Поздравительная
открытка», новогодние праздники для обучающихся разных классов, праздничные классные
часы), в котором принимают участие все обучающиеся, педагоги и родители. Это ключевое
общешкольное дело способствует развитию сценических навыков, проявлению инициативы,
формированию навыков и опыта самостоятельности, ответственности; чувства доверия и
уважения друг к другу, улучшению взаимосвязи родителей и детей, педагогов и обучающихся.
 День рождения школы – традиционный ежегодный праздник, включает ряд
мероприятий (акции, фотовыставки, праздничные концерты), способствует развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и обучающимися, развивает
школьную идентичность подростка.
 День здоровья – ежегодные походы на природу, включающие в себя комплекс
коллективных творческих дел (спортивные состязания, оформление походных столов), в
процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу,
атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.
 Литературная гостиная - театрализованное музыкально-литературное мероприятие,
подготовленное в сотворчестве учителей и обучающихся, связанное со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами.
 Историческая конференция «Я – гражданин России» - театрализованное
историческое мероприятие, посвящённое знаменательной исторической дате, которое
способствует развитие межличностных взаимоотношений между разными возрастными
категориями обучающихся, развитию творческих и коммуникативных навыков.
 «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники» - торжественные
ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования,
символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность детей.
 «Масленица» - общешкольное дело, состоящее из комплекса мероприятий (конкурсы
рисунков, поделок, викторины, перетягивание каната), способствующее знакомству и
приобщению детей к народной традиционной культуре, воспитанию любви и уважения к
традициям родного края, толерантности, приобщение к культуре совместной деятельности
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности
детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется путём
формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности школы путём
организации самоуправления.
На уровне начального общего образования совместная направленная деятельность
педагога и школьников начального уровня
заключается в развитии познавательной,
творческой, социально – активной видах деятельности путём стимулирования детей к
участию в общешкольных делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц. На
уровне основного и среднего образования образования – через создаваемый актив класса,
который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной
жизни путём делегирования ответственности отдельным представителям классного
самоуправления.
Система традиционных дел в классах, составляющих ядро воспитательной работы,
имеющих общешкольное значение:
«Посвящение в первоклассники и пятиклассники»
- торжественная церемония,
символизирующая приобретение обучающимся нового социального статуса - школьника.
«День именинника» - дело, направленное на сплочение классного коллектива, на воспитание
20

уважительного отношения друг к другу через проведение различных конкурсов, викторин,
поздравлений.
«День матери» - классное мероприятие направление на воспитание уважительного отношения
к родителям, доброго отношения к матери.
«Прощание с Букварём» - традиционный праздник в первом классе, способствующий
привитию любви к чтению, к книге.
Классные праздники, посвящённые 23 февраля и 8 марта - ежегодное дело, проходит
совместно с родителями в процессе создания и реализации детско-взрослых проектов.
Спортивная семья – традиционное мероприятие, способствующее формированию у учащихся
культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, развитию отношений
между родителями и детьми, обучающимися и педагогами.
 выбор и делегирование представителей классов в Совет школы, ответственный за
подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне Совета школы
На индивидуальном уровне:
 вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы, через вовлечение его в работу
объединений дополнительного образования.
Организация ключевых дел способствует развитию наставничества в образовательной
организации, так как подразумевает под собой вовлечение педагогов и обучающихся в
совместную организацию и проведение коллективных мероприятий. Форма наставничества
«педагог- ученик « и её направления «активный педагогоактивный ученик», «активный
педагог-пассивный ученик» направлена на активизацию профессионального и личностного
потенциала обучающегося, усиления его мотивации к самореализации и вовлечению в жизнь
образовательной организации. Взаимодействие наставника и наставляемого может
осуществляться в режиме урочной, внеурочной проектной деятельности, возможна интеграция
в курс предметов, связанных с деятельность педагога-наставника, проведение совместных
конкурсов и проектных работ.
Реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» осуществляют заместитель
директора по воспитательной работе, заместитель директора по правовому воспитанию,
классные руководители, учителя-предметники, школьные психологи.
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение «Креатив» – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе
детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного объединения. Воспитание в детском общественном
объединении осуществляется через:
21

- сотрудничество с общественными организациями города
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (организация и
проведение волонтёрских акций, квестов и викторин пол темам памятных дат в истории
государства, помощь в проведении традиционных праздников, школьных мероприятий);
 встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного
объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе
и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий;
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающихся чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (создание символики детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях,
проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским
объединением дел, награждение по итогам года активистов организации);
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
 школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу «Креатив» в социальной
сети вконтакте с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой
площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться
значимые для школы вопросы;
 участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа.
Наставничество в рамках данного модуля в МБОУ «СОШ №198» осуществляется через
формы «ученик- ученик», «педагог-ученик»:
 обучающийся выступает в роли лидера школьной интернет-группы, поддерживает
работу интернет- страницы, помогает облучающимся в участии в конкурсах и фестивалях
(форма «ученик- ученик», направления «равный- равному», «лидер-активный»);
 педагог выступает руководителем, консультантом, наставником школьной интернетгруппы, курирует работу обучающихся, передаёт опыт, знания, формирует компетенции,
помогает в поиске контактов, готовит команду или автора к участию в конкурса и фестивалях
(форма «педагог-ученик», направления «активный педагог - -активный ученик, «куратор –
проектная команда»).
Ответственными за реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» назначены:
заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, психологи,
педагоги – предметники

22

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.): стенды, уголки в школьных кабинетах, зоны здорового
образа жизни, цветочные оазисы, игровые зоны, зоны отдыха, украшение школы к праздникам;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их
с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя
со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (гимн школы, эмблема школы), используемой как в школьной повседневности, так
и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни
школы знаковых событий;
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
Ответственными за реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» назначены:
заместитель директора пот воспитательной работе, классные руководители, педагоги –
предметники
3.11.Центр гражданского образования «Гражданин XXI века»
Центр гражданского образования «Гражданин XXI века» (далее Центр) является
формой
совместной
деятельности
участников
образовательных
отношений,
профессионального и местного сообщества , направленной на создание условий для усвоения
правовых, политических, экономических знаний, формирование умений и навыков,
приобретения позитивного социального опыта, а также развития гражданских, правовых и
социальных компетенций у педагогов, обучающихся и их родителей (законных
представителей), представителей местного сообщества.
Замысел центра – активная позиция самого ребёнка в приобретении необходимых
знаний и умений в компетентности через постоянное применение их на практике. Слушатели
23

вправе выбирать те модули образовательной программы, которые им наиболее интересны. В
Центре реализуются образовательные модули по обучению общественных управляющих (для
родителей и обучающихся – членов управляющих советов) и волонтёров.
Любой обучающийся школы с 5 по 11 класс может пройти обучение в Центре, принять
участие в мастер-классах, семинарах, встречах с интересными людьми и экскурсиях,
итоговых образовательных событиях. Любой обучающийся с 5 по 11 класс может стать
организатором, активным участником мероприятий патриотической, гражданской
направленности.
Итоговая аттестация слушателей, выполнивших все требования учебного плана,
проводится в виде одного или нескольких аттестационных испытаний. По результатам
аттестации слушателям выдается «Удостоверение о краткосрочном обучении».
Кроме событий, организованных Центром в школе, слушатели привлекаются к
участию в конференциях, конкурсах, фестивалях гражданской направленности разного
уровня.
За реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» отвечают заместитель
директора по воспитательной работе и руководитель Центра.
3.12 Модуль «Правовое воспитание»
Правовое воспитание обучащихся — это организованное, систематическое
воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки. Правовые
знания должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что
можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач
современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых
знаний ученикам. Разработка методики и комплекса мер по повышению правовой
сознательности школьников разных возрастных групп – необходимое условие высокой
правовой культуры личности в социуме. Для любого человека законопослушность является
ключевым моментом благополучной и защищенной жизни в правовом обществе.
Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются –
формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений.
Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы.
Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры –
именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах,
свободах и законах.
Методы правового воспитания:

беседа, которая проводится в рамках урока, классных часах, на внеклассных
мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики
накапливают теоретические знания;

деловая игра, требующая знаний от педагога и учеников (интерактивные методики
всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации);

внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы, которые способствуют
глубокому усвоению знаний;
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия
окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро
происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Навязываемая
экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу
простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же
час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий.
В связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе
является профилактическая, информационно - разъяснительная работа по противодействию
экстремистской идеологии по следующим направлениям:
24






суицидальное поведение;
ультрадвижения молодёжи;
подражание криминальному поведению;
анархизм.
Для этого в МБОУ «СОШ №198» используются следующие формы работы
На внешкольном уровне

Муниципальная городская игра «Конституция РФ» - мероприятиев формате
игры – кругосветки, способствующее созданию условий для формированию у подростков
гражданско-патриотических, нравственных качеств личности; уважительного отношения к
базовым общечеловеческим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.

Муниципальная городская игра «Вечная слава героям!» - мероприятие в
формате игры – кругосветки, направлено на воспитание уважительного отношения к
историческому прошлому, совершенствование системы патриотического и нравственного
воспитания молодого поколения, развитие творческих способностей детей и молодежи ЗАТО
Северск.

городская игра «Орлёнок» - мероприятие, направлено на формирование у
молодых граждан Российской Федерации патриотического сознания, чувства верности долгу
по защите своего Отечества, активной гражданской позиции, здорового образа жизни;

участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям (организация и участие в митингах памяти и возложение цветов к
мемориалам героев).
На школьном уровне
 проведение объектовых тренировок (эвакуации) при возникновении террористической
угрозы;
 Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет;
 лекция сотрудников правоохранительных органов «Правонарушения в подростковой
среде».
На классном уровне

Классные часы, беседы по темам: «Памяти жертвам Беслана», День
солидарности в борьбе с мировым терроризмом, Международный день толерантности, «День
Конституции РФ» (знакомство с положением законодательства РФ по вопросам борьбы с
терроризмом), Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации,
Международный день узников фашистских концлагерей, «Неформальные молодёжные
объединения и угроза, которую они представляют»,
«Я выбираю жизнь»
(профилактика суицида в молодёжной среде) и другие.
На индивидуальном уровне

вовлечение по возможности каждого ребенка в мероприятия по
предупреждению распространения экстремизма;

индивидуальная помощь школьных психологов обучающимся, которые
проявляют агрессивное поведение;

индивидуальные беседы заместителя директора по правовому воспитанию с
детьми, совершившими правонарушения;

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка.
Ответственным за реализацию данного модуля в МБОУ «СОШ №198» назначен
заместитель директора по правовому воспитанию
25

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе, психологом школы после обработки данных и оценки
результатов: Социального паспорта классов, характеристики классов, характеристики на
ребёнка, профориентационных анкет (1 раз в год).
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности обучающихся и взрослых являются беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
26

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».