2 Содержание № раздела 1. 2. 3. 4. Название раздела Пояснительная записка Планируемые результаты освоения программы Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности Тематическое планирование Стр. 3 4 5 7 Пояснительная записка Плавание – один из самых полезных видов физических упражнений. Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. Овладение навыком плавания жизненно необходимо для каждого ребенка. Плавание способствует росту тела и его пропорциональному развитию, придавая телу правильные формы и красоту. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, меньше болеют, реже становятся жертвами несчастного случая, у них воспитывается уверенность в себе, смелость, решительность, дисциплинированность. Плавание помогает детям стать сильными, ловкими и выносливыми. Всё выше сказанное говорит о том, что данная программа является актуальной. Занятия плаванием создают хорошее настроение у детей, положительно влияют на последующую деятельность. Такое активизирующее влияние воды связано с ее общим тонизирующим воздействием, с резким увеличением положительных эмоций. Учитывая физическую подготовленность детей дошкольного и младшего школьного возраста, наиболее подходящим стилем для них является кроль на груди и на спине в силу попеременного характера работы рук и ног, что характерно для ходьбы и бега, которые дети к этому возрасту уже хорошо освоили. Именно поэтому за основу в данной программе и было взято обучение этим способам плавания. Особенность данной программы заключается в том, что в ней охватываются все способы плавания (брасс, дельфин), а не только кроль. Данная программа спортивно – оздоровительной направленности. Программа рассчитана на 1 год и охватывает детей с 6 до 12 лет. В конце учебного года проводится тестирование, выявляющее степень освоения плавательных навыков. Так же проводятся открытые занятия для родителей. Программа составлена с учетом возрастных особенностей психического и физического развития детей и их возможностей. 4 Планируемые результаты освоения программы 1. Оздоровительное направление: - Поддержание оптимального двигательного режима детей. - Укрепление мышечного корсета, развитие подвижности плечевых, тазобедренных, голеностопных суставов. - Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. - Развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости). - Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия. Закаливание организма, совершенствование механизмов терморегуляции. 2. Образовательное направление: - Адаптировать ребенка к водной среде. - Знакомство со свойствами воды. - Обучение погружениям в воду с головой и задержке дыхания. - Обучение правильному вдоху и выдоху в воду. - Обучение всплыванию и лежанию на воде. - Обучение скольжению без работы ног и с работой ног. - Освоение прыжков в воду. - Обучение технике плавания кролем на груди и на спине. - Обучение технике плавания брассом. - Обучение плаванию с работой ног способом «дельфин». 3. Воспитательное направление: - Привитие культурно-гигиенических навыков. - Формирование уверенности в своих силах, решительности, дисциплинированности. - Воспитание самостоятельности и организованности. - Создание положительного эмоционального состояния у детей. Ожидаемые результаты: 1. Умение плавать способом кроль на груди (10 м - 25 м). 2. Умение плавать способом кроль на спине (10 м – 25 м). 3. Умение плавать способом брасс (10 м – 25 м). 4. Умение плавать при помощи работы ног способом «дельфин» (10 м – 25 м). 5. Умение выполнять прыжки в воду. Содержание программы Теоретический материал: 1. Правила поведения в бассейне. 2. Правила поведения на воде. 3. Сведения о подготовке к занятию в бассейне, уходу и хранению плавательных принадлежностей. 4. Сведения о способах и технике плавания. Практический материал: 1 Упражнения на дыхание: выдох в воду, согласуя дыхание с движением головы, рук. 2. Упражнения на погружение в воду с головой, опускание лица в воду. 3. Упражнения на всплывание и лежание на воде: «Поплавок», «Медуза», «Ракета», «Крест», «Звезда» на груди и на спине. 4. Упражнения на освоение скольжения «Стрела»: с опорой и без неё. 5. Разучивание движений ног по типу кроля: сидя на бортике, с опорой о бортик в воде. 6. Освоение скольжения с работой ног по типу кроля - «Торпеда», с задержкой дыхания, с выдохом в воду, в согласовании с дыханием. 7. Разучивание движений рук по типу кроля: стоя в воде, в шаге, в согласовании с дыханием и на задержке дыхания, в согласовании с движениями ног, скольжение с работой рук. 8. Разучивание способа кроль в целом (согласование работы рук, ног и дыхания). 10. Совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине. 11. Знакомство с другими способами плавания (брасс, дельфин). 12. Разучивание движений рук способом брасс. 13. Разучивание движений ног способом брасс. 14. Разучивание способа брасс в целом. 15. Ознакомление с работой ног способом дельфин. 16. Ознакомление с техникой плавания способом дельфин в целом. I год обучения Общая плавательная подготовка: 1. Дать детям представление о технике плавания способом кроль на груди и спине. 2. Способствовать быстрой адаптации ребенка к водной среде. 3. Ознакомить со свойствами воды. 4. Учить погружаться в воду с головой. 5. Обучать навыку ныряния в воду. 6. Обучать вдоху через рот, задержке дыхания и выдоху через губы «трубочкой». 7. Обучать попеременным движениям ног (кроль). 8. Обучать всплыванию и лежанию на воде. 9. Обучать скольжению на груди и спине с опорой и без неё. 10. Обучать работе ног (кроль) у опоры и в скольжении. 11. Обучать скольжению с работой ног (кроль) на груди и спине. 6 12. Обучать поочередной работе рук (кроль) в воде. 13. Обучать плавать с координацией работы ног и дыхания. 14. Обучать скольжению с работой рук (кроль) на груди и спине. 15. Обучать согласованной работе рук и ног при плавании способом «кроль» на груди и спине. 16. Обучать плавать с частичной и полной координацией работы рук, ног и дыхания. 17. Ознакомить с техникой плавания способом «брасс» и освоить движения рук и ног. 18. Ознакомить с техникой плавания способом «дельфин» и освоить движения ног. 19. Формировать навыки личной гигиены. 20. Воспитать организованность и внимание. 21. Способствовать формированию правильной осанки. 22. Способствовать развитию физических качеств (быстрота, сила, выносливость, ловкость). Последовательность этапов обучения: - на 1-ом этапе происходит адаптация ребенка к водной среде и знакомство со свойствами воды, включая передвижения по дну бассейна; - на 2-ом этапе ребенок приучается погружаться в воду с головой и задерживать дыхание; - на 3-ем этапе учится правильному вдоху и выдоху в воду; - на 4-ом этапе осваивает всплывания и лежания; - на 5-ом этапе осваивает скольжение. На этом же этапе можно осваивать прыжки в воду. Освоение способов плавания начинается с техники движений ног, затем дети осваивают движения руками, дыхание и согласование движений ногами и руками. Элементы техники осваиваются не сразу, а постепенно. Специфика плавания состоит в том, что все движения пловец выполняет в горизонтальном безопорном положении, поэтому на выполнение упражнений, направленных на изучение и совершенствование этого положения, отводится до 80% времени основной части занятия (включая игры, эстафеты, другие развлечения). Выполнение различных по сложности упражнений, их дозировка в равной мере доступны и мальчикам и девочкам. Занятие является основной формой организации учебной работы. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 45 минут, включает в себя: учебный материал - 30 минут, свободное плавание и игровая деятельность 15 минут. Тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Тема Кол-во часов Знакомство со свойствами воды. Сведения о ТБ. 2 Обучение задержке дыхания и выдохам в воду. 2 Обучение погружению с головой. 2 Обучение всплыванию и лежанию на воде. 4 Обучение скольжению на груди и на спине. 4 Обучение работе ног кролем. 2 Обучение плаванию «торпедой» на груди и на спине. 4 Плавание с координацией работы ног и дыхания. 2 Обучение спадам в воду. 2 Обучение работе рук кролем. 2 Обучение скольжению с работой рук кролем на гуди и 2 на спине. Разучивание способа «кроль» в целом. 4 Повторение пройденного материала. 6 Закрепление полученных навыков. 2 Совершенствование полученных навыков. 4 Обучение работе ног способом «дельфин». 2 Освоение работы ног дельфином. 2 Обучение работе рук и ног брассом. 2 Освоение и закрепление работы рук и ног брассом. 2 Обучение работе ног брассом в скольжении. 2 Разучивание способа «брасс» в целом. 4 Освоение всех способов плавания. 4 Закрепление плавания различными способами. 2 Совершенствование плавания различными способами. 4 Диагностика. Свободное плавание. 2 Итоговое занятие. 1 Открытое занятие. 1 Итог 72 8 12