УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «СОШ №198 » от 28.01.2022 № 64-од ПРОГРАММА дополнительных образовательных услуг по английскому языку для первоклассников «Занимательный английский» Пояснительная записка. Программа «Занимательный английский» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников обучающихся 1 классов. В основу разработки программы положены следующие документы: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», - приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; - приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», - Сан Пин.2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях. Локальными актами образовательного учреждения: - Устав образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 198»; - Должностные инструкции работников образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 198»; Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы. Цели программы «Занимательный английский»: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры. Задачи: Обучающие: познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, литература, традиции, праздники и т.д.); способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках; способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. Воспитательные: способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям; способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой . Развивающие: развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; развивать технику речи, артикуляцию, интонации. развивать двигательные способности детей через драматизацию. Особенности возрастной группы детей Младший школьный возраст (7-8 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что этот возраст является уникальным для овладения иностранным языком. У детей младшего школьного возраста ярко выражены природная любознательность и потребность в познании нового, быстрое запоминание языковой информации и способность систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, отсутствие языкового барьера и ряд других особенностей. Кроме того, доказано благоприятное воздействие иностранного языка на развитие личности ребенка. В процессе овладения обучающимися новым средством общения у них формируется правильное представление о языке как общественном явлении, развиваются интеллектуальные и языковые способности, воспитывается уважительное отношение к проявлениям иной культуры, расширяется представление об окружающем их мире. Дети 7-8 летнего возраста с большим интересом и желанием приступают к изучению иностранного языка, хотят научиться говорить, читать, понимать английский язык. Они проявляют активность на занятиях, однако не способны долго фиксировать свое внимание на каком - либо одном виде деятельности, подвижны и неусидчивы. Поэтому приходится часто менять виды работы на занятиях, перемежая их динамическими паузами, физкультурными минутками, играми с элементами движения. Но при этом каждый элемент занятия вписан в общий замысел и необходим для решения общей задачи. Обучение детей данного возраста легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легко модулируются в игре, которая продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности для детей. У детей 7-8 лет преимущественно развито образное мышление, поэтому на занятиях используются различные виды наглядности, которая мобилизует разные виды памяти. Формы и режим занятий. Внеурочная деятельность по английскому языку основана на таких формах: индивидуальная, групповая и массовая работа.Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Сроки реализации образовательной программы, режим проведения занятий, количество часов: Программа рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 14 часов. Количество обучающихся в группе - 10 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут (всего 14 часов). 1. Планируемые результаты. Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде. Личностные результаты. Занятия помогают учащимся осознать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, в частности на занятиях по внеурочной деятельности, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. Учащиеся имеют возможность поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. Эта позиция тесно связана с уровнем результатов обучающей деятельности: — формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; — осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; — формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; — стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира; — готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты. На занятиях по внеурочной деятельности ученики осуществляют поиск информации, обобщают или выделяют главное. При этом деятельность эта происходит не в рамках урока, а в отличном от него виде, что вызывает больший интерес у детей. Школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. На занятиях они расслабляются, так как нет бальной оценки их деятельности, что позволяем им более свободно выражать свои мысли и общаться. — развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; — развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; — развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; — осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; — формирование проектных умений. На занятиях по внеурочной деятельности ожидается достижение следующих предметных результатов: - рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах. - освоить основные различия систем родного и иностранного языка. - распознавать и употреблять основные формы речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка. - уметь употреблять фоновую лексику стран изучаемого языка, распространенных образцов фольклора. - представить себе особенности образа жизни, быта и культуры стран изучаемого языка. - овладеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке. Эффективность и результативность данной деятельности зависит от соблюдения следующих условий: • добровольность участия и желание проявить себя, • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя; • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; • эстетичность всех проводимых мероприятий; • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком; Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе выполнения ребенком нескольких работ. Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности. На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны. Подведение итогов проводится по итогам раздела в игровой форме (конкурсы, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов, инсценировка стихотворений), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. 2. Содержание программы Содержание обучения включает в себя:: 1.Алфавит: английские буквы. Учащиеся знакомятся с основной информацией о стране изучаемого языка, учатся здороваться и приветствовать друг друга на английском языке. Знакомятся с английским алфавитом.Учатся правильному написанию английских букв. Изучают лексику по темам: семья, школа, спорт. Универсальные учебные действия Познавательные – быть внимательным, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выделять нужную информацию. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения, взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, одноклассником, понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку / контекст, осуществлять межличностное и межкультурное общение. Регулятивные – способность организовывать свою деятельности, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Личностные – готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию собственной речевой культуры, развить ценностное отношение к культуре изучаемого языка, мотивация изучения иностранного языка, выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать. 2.Знакомство с новой лексикой: цвета, счет до 10, глаголы движения. Универсальные учебные действия Познавательные – быть внимательным, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выделять нужную информацию. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения, взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, одноклассником, понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку / контекст, осуществлять межличностное и межкультурное общение, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, Находить в тексте информацию, необходимую для её решения, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, различать особенности монологической речи Регулятивные – способность организовывать свою деятельности, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Личностные – готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию собственной речевой культуры, развитие ценностного отношения к культуре изучаемого языка, мотивация изучения иностранного языка, выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать, оценка собственной учебной деятельности: своих достижений, причины неудач. 3. Календарно-тематическое планирование «Занимательный английский» 1 класс № Дата план Дата факт Тема занятия 1. 01.02 Приветствие. Знакомство. Общие сведения о стране изучаемого языка. Буквы Аа,Bb. 2 08.02 Новая лексика - животные. Буквы Cc,Dd. 3 15.02 Буквы Ee, Ff. Новая лексика – животные. 4 22.02 Лексика - глаголы движения. Буквы Gg,Hh 5 01.03 Глагол «может, умеет». Составление предложений. Буквы Ii,Jj. 6 15.03 Построение отрицательных предложений с глаголом «может, умеет». Буквы Kk, Ll. 7 22.03 Составление мини рассказов. Буквы Mm, Nn. 8 29.03 Закрепление изученного материала. 9 05.04 Новая лексика - цвета. Буквы Oo, Pp. 10 12.04 Раскрась радугу. Буквы Qq, Rr. 11 19.04 Cчет 1-5. Буквы Ss,Tt. 12 26.04 Игра «Волшебный мешочек». Буквы Uu, Vv. 13 04.05 Поможем Незнайке! 14 11.05 Cчет 1-10. Буква Ww, Xx. 15 17.05 Моя семья. Буквы Yy, Zz. 16 24.05 Урок-викторина «Звездный час»