Программа по предшкольной подготовке 2023-2024

Содержание
Пояснительная записка.
1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет.
2. Цель, задачи, принципы.

I.

II.

Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в
школе.

1. Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.
2. Личностные, метапредметные (предпосылки)
и предметные результаты освоения
программы.

III.

Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.

1. Модуль «АБВГДейка» ( Развитие речи и подготовка к обучению грамоте).
2. Модуль « Занимательная математика» (Обучение математике).
3 . Модуль « Знакомство с окружающим миром» (расширение знаний об окружающем мире)
4 Модуль «Лесенка радости» ( Развитие коммуникации, памяти, внимания, мышления,
межполушарного взаимодействия ,тонкой моторики руки)
Тематическое планирование.
IV. Методические рекомендации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного
образования.
V. Литература.

I. Пояснительная записка
1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет.
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям
внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных
этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного
напряжения
всех
жизненных
сил,
перестройки
работы
организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к
обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего
поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных
учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира.
В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных
классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса,
осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких
направлений является предшкольная подготовка.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в
дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности
детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной
характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является
компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и
компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих
желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и
согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к
нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую
ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей,
может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой
форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому
и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому
моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение).
Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о
некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми
системами – алфавитом, цифрами.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система
отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы
деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?
Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать.
Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной
готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу
жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной
готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника»,
которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую
деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе
находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду
и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные
задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к
чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка
отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к
отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе
старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в
школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником:
посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям,
«почувствовал» школьные стены.
Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и
сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека
навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая
эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку
будущих первоклассников, которая представляет собой систему мероприятий по работе с детьми
и их родителями.
На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к
школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции
подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный
целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая
готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического
развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень
интеллектуального и личностного развития ребенка.
В нашем образовательном учреждении МБОУ «СОШ № 198» эти задачи решаются на
занятиях в «Школе будущего первоклассника». Предполагается знакомство детей и родителей с
учителями, с классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень
тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями
различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать
себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с
преподавателями. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих
первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей,
познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими. Родители будущих
первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность
тесно сотрудничать с психологом школы, с преподавателями. Такое построение работы с
родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы,
получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени
грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо
проблемные моменты. И дети, и их родители за время реализации программы должны
почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы
сотрудничать.
2. Цель, задачи, принципы
Цель программы - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению,
«внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и
учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с
учетом ФГОС второго поколения.
Основная форма обучения по данной программе – занятие. Занятия в «Школе будущего
первоклассника» призваны решать следующие задачи:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных),
пополнение их;
- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных
способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства
собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
- формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,
заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психологопедагогических принципов:
1. Гуманистический принцип предполагает:
— всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания
благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
— защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого
дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
— усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:
— как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной
речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера,
договариваться, разрешать конфликты;
— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения
детей;
4. Принцип творческой активности предполагает:
— стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых
познавательных и художественно-творческих задач;
— участие в коллективных формах работы;
— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на
основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания
самоценности каждого учащегося.
5. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация
такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое
путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые
моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а
преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей
развивает волевую сферу.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с
использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту.
Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их
деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют
полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить
преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и
на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
II. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе
1. Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.
Программа рассчитана на 30 недель. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся 1
раз в неделю в период с 20 сентября по апрель текущего учебного года. В один день – 3 занятия.
Общее количество-90 часов .
Одно учебное занятие длится 30 минут.
2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения
программы.
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего
дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и
метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные
результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки
является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила

поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других
людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным
отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в
глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый
желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной
подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту
УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные
картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические
рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение
схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную
точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по
деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и
учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих
умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на
заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько
было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху
– внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)
среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие
фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве
точки отсчета, а также на листе бумаги.
III. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе
1. МОДУЛЬ «АБВГДейка»
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять
развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к
овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5,5–6,5 лет:
1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Основное содержание.
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово –
предложение – связное высказывание – текст.
1. Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и
предложений).
2. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;

– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и
глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих
согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Планируемые результаты.
• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.
2. МОДУЛЬ « Занимательная математика»
Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и
процессу обучения в целом.
Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5,5–6,5 лет:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о
последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления
отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер
предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Основное содержание.
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение,
материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение
предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не
равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел.
Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными
предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц
и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью
знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе
относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше
данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и

порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических
фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных
геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и
на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.
Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра,
раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из
геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу.
Моделирование новых геометрических фигур.
Планируемые

результаты.

• Называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху –
внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно
(визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных
стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов
окружающей действительности;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять
математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько
стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве
точки отсчета.


3.МОДУЛЬ «Знакомство с окружающим миром»
Цель – формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений
о природе и о человеке, как части общества.
Задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
познакомить с правилами школьной жизни;
развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;

- расширить представление дошкольников об окружающем мире;
- помочь ориентироваться в пространстве и во времени;
- проделать первые шаги к рефлексии.
Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о
природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно
образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в
учебно-игровой форме.
При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено
установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок.
Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и
малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.
Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с

родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных;
знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений
природы в разные сезоны года.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной
атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.
Основное содержание.
Окружающий мир: общество.
Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Рязань – моя малая родина, мой адрес.
Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми,
учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.
Окружающий мир: природа живая и неживая.
Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения
лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Природа и человек. Бережное отношение к природе.
Ориентация в пространстве и во времени.
Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.
Планируемые результаты.
К концу занятий обучающиеся должны иметь представление:
- о живой и неживой природе;
- о правилах школьной жизни;
- о своей большой и малой Родине.
- о сезонных изменениях природы;
- о разнообразии профессий;
- о предметах одушевлённых и неодушевленных.
Владеть общеучебными умениями:
- слушать и отвечать на заданные вопросы;
- ориентироваться в тетради;
- не перебивать отвечающего.
Знать:
- название нашей страны, ее столицы, родного города;
- правила поведения в школе;
- правила вежливого общения;
- признаки времен года;
- месяцы года, дни недели, время суток;
- животных и их детёнышей;
- фрукты и овощи.
Уметь:
- выполнять правила поведения в школе;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правилами вежливости.
4. МОДУЛЬ «Лесенка Радости»
Цель: психологическая готовность дошкольников к школьному обучению, развитие памяти,
внимания, мышления, тонкой моторики руки.
Задачи :
-Формирование социальной адаптации ребёнка к обучению в первом классе;
-Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;
- Формирование пространственных отношений;
-Развитие коммуникативных навыков;
-Развитие мелкой моторики;
-Развитие зрительного восприятия;
-Развитие зрительного внимания;
-Развитие слуховой и зрительной памяти;

-Развитие пространственного восприятия и мышления;
-Формирование навыков контроля и самоконтроля
Планируемые результаты
Внимание:
- выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут.
- находить 10 отличий между предметами.
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
- копировать в точности узор или движение уметь находить одинаковые предметы.
Мышление:
- объединять предметы в группы по определенным признакам.
- выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
- выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
Память:
- уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
- рассказывать по памяти сказки.
- подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Мелкая моторика
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- ориентироваться в тетради в клетку.

5. Тематическое планирование.
Тематическое планирование занятий « АБВГДейка»
№ п/п

Тема занятий

Кол-во
часов
4
2
2
3
2
1
2
1
1
1

1.
2.
3.
4
5
6
7
8
9
10

Звук, слог, слово.
Гласные звуки. Звуки [а], [о ]. Буквы а, о.
Гласные звуки. Звуки [е], [и ]. Буквы е, и
Гласные звуки. Согласные звуки.
Слова – «названия», слова – «действия», слова – «признаки».
Звук.[у}Буква у
Звуки [с], [з ]. Буквы с, з.
Рассказ по рисунку. Звук [э].
Звуки [л], [ л,]. Буквы л, н.
Звуки [п], [б ]. Буквы п, б.

11

Звуки [к], [г ]. Буквы к, г.

1

12

Звук [л]. Буква л. Звук [н]. Буква н. Звук [р]. Буква р.

2

13

Звук [ы]. Дид.игра «Сломанный телевизор».

1

14

Звук [д].Буква д Звук [р]. Буква р.

3

15

Закрепление пройденного.

3

ИТОГО:

21 ч.
Тематическое планирование занятий « Занимательная
математика».

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

ИТОГО:

Тема занятий
Счёт предметов. Сравнение групп предметов.
Больше, меньше.
Налево, направо, вверх, вниз.
Число и цифра 1.
Число и цифра 2. Состав числа.
Число и цифра 3. Состав числа.
Число и цифра 4. Состав числа.
Число и цифра 5. Состав числа.
Число и цифра 6. Состав числа.
Число и цифра 7. Состав числа.
Число и цифра 8. Состав числа.
Число и цифра 9. Состав числа.
Число и цифра 10.Состав числа.
Играем и считаем. Закрепление пройденного.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

15 ч.

Тематическое планирование занятий «Знакомство с
окружающим миром».
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема занятий
Наша страна Россия.
Животные домашние и дикие. Детёныши животных.
Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура
общения с другими детьми, учителями и работниками школы.
Правила дорожного движения. Азбука пешехода.
Животные домашние и дикие. Детёныши животных.
Звери, птицы, рыбы, насекомые.

7.
8.

Предметы, которые меня окружают.
Мои любимые игры и игрушки.

9.
10.

Профессии. Кто что делает.
Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение
к природе.
Смена времён года. Сезонные изменения в природе.
Месяцы года. Дни недели.
Время суток. Режим дня.
Вежливые слова.

11.
12.
13.
14.
.

ИТОГО:

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
1
1
1

15 ч.

Тематическое планирование занятий «Лесенка Радости».
№ п/п

Тема занятий

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Знакомство. «Гимнастика мозга»
Упражнения на развитие внимания, творческого мышления.
Упражнения на развитие зрительной памяти, наглядного мышления
Упражнения на развитие слуховой памяти ,образного мышления
Упражнения на развитие воображения, тонкой моторики руки
Общение в парах.Упражнения на развитие восприятия.
Упражнения на развитие внимания, тонкой моторики руки
Упражнения на развитие творческого мышления, воображения

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17

Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти
Упражнения на развитие внимания, тонкой моторики руки.
Упражнения на развитие пространственного восприятия.
Упражнения на развитие наглядного мышления.
Упражнения на развитие образного мышления.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Учимся общаться.
Упражнения на развитие творческого мышления, воображения.
Мы вместе. Итоговое занятие.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1

ИТОГО:

21 ч.

IV. Методические рекомендации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного
образования. Работа с родителями.
При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования:
необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет
индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание
посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим
требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных
целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском
коллективе.
В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и
возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это
препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к
деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.
2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является
игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом
обучения.
3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей.
Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе
этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для
обучения в школе.
4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в
процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со
сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.
При подготовке конкретного занятия педагог должен:
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая,
коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых)
ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
V. Литература.
1. Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. .
"ООО ""Академия развития". - 2014 г
2. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия
развития". - 2014 г.,
3. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия
развития". - 2014 г.,
4.. «Тетради с заданиями для развития детей»:
а) «Готовимся к письму» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2014г.
б) «Окружающий мир» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2014г.
в) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - ОАО «Дом печати – Вятка»
г.Киров, 2014г.
г) «Знакомимся с геометрией» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2014г
д) «Изучаем математику» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2014г
е) «Изучаем грамоту» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2014г
ж) «Рисуем по клеточкам» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2014г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».