Учебный план 2023-2024 НОО

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.

Учебный

план

–

документ,

который

определяет

перечень,

трудоемкость,

последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебный план сформирован в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред.
Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
• Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
• Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня

учебников,

допущенных

к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
• Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск

учебных пособий, которые допускаются к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
• Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка
2

зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения
обучающимися

учебных

предметов,

курсов,

дисциплин

(модулей),

практики,

дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
• Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.08.2022 № 69822).
• Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими

рекомендациями

по введению

федеральных основных

общеобразовательных программ».
• Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации»
(вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных
программ»).
• Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»).
• Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 № ТВ-1517/03 «О направлении информации»
(вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при введении обновленных
ФГОС НОО и ООО»).
• Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования
и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и
региональных процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным
государственным
педагогических

бюджетным
измерений»

и

научным

учреждением

размещенные

на

сайте

«Федеральный

институт

https://fipi.ru/metodicheskaya-

kopilka/univers-kodifikatory-oko
•

Письмом Департамента общего образования Томской области «О направлении

методических рекомендаций, по формированию учебных планов общеобразовательных
организаций в соответствии с обновленными ФГОС НОО на 2023-2024 учебный год»
2. Общие положения.
2.1. Учебный план начального общего образования МБОУ «СОШ № 198» на 2023/24 уч. г.
является документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение
различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками
3

образовательного процесса, максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся, нормативы
финансирования, формы промежуточной аттестации обучающихся.
2.2. Учебный план является частью образовательной программы МБОУ «СОШ № 198».
Содержание и структура учебного плана ООП начального общего образования определяются
требованиями ФГОС НОО, целями, задачами и спецификой образовательной деятельности МБОУ
«СОШ № 198», сформулированными в Уставе МБОУ «СОШ № 198», ООП НОО
2.4. На уровне начального общего образования в МБОУ «СОШ № 198» на 2023/24 учебный
год обеспечивается следующий режим организации образовательной деятельности:
–

продолжительность учебного года – в 1-х классах – 33 учебные недели, во 2–4-х

классах – 34 учебные недели;
–

продолжительность учебной недели – в 1-х классах – 5 дней, во 2–4-х классах – 5

–

недельная нагрузка обучающихся – в 1-х классах – 21 ч, во 2–4-х классах – 23 ч при 5-

дней;
дневной учебной неделе;
В

соответствии

с

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», с целью
реализации постепенного наращивания учебной нагрузки при «ступенчатом» режиме обучения в
первом полугодии в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода:
− по 4 урока и один раз в неделю 5 урок по 35 минут каждый в сентябре – декабре;
− по 4 урока и один раз в неделю 5 урок по 40 минут каждый в январе – мае.
Использование «специального» режима обучения в первой четверти осуществляется
следующим образом, в сентябре-октябре 4 урок и один раз в неделю 5 урок (всего 48 уроков)
проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, урокиигры; содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие обучающихся; уроки в
нетрадиционной форме, кроме уроков русского языка и литературного чтения, распределяются в
соответствии с рабочими программами учителей (в зависимости от расписания уроков): 24 урока
физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по
окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по
технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике;
обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся; дополнительные недельные
каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Продолжительность урока для II - IV классов - 40 минут.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать
продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2 часа - для 4
класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего
задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
4

Продолжительность каникул в течение учебного года – 30 дней, в летний период – не менее 8
недель.
3. Специфика учебного плана ООП начального общего образования
МБОУ «СОШ № 198».
3.1. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей в физическом развитии и совершенствовании
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, использовано на изучение отдельных учебных предметов «Плавание» в 1
классе и « Шахматы» во 2 и 3 классах

по выбору родителей (законных представителей)

несовершеннолетних обучающихся.
3.2. В начальных классах производится деление на подгруппы при организации занятий по
иностранному языку.
3.3. В соответствии с ФГОС НОО количество учебных занятий за 4 учебных года не может
составлять менее 2954 часов и более 3345 часов.
3.4. Проведение промежуточной аттестации обучающихся регулируется следующей локальной
нормативной базой: «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «СОШ №198»

5

Сетка часов учебного плана начального общего образования
МБОУ «СОШ № 198» на 2023/24 уч. г.
Годовой учебный план 1-4 классов
МБОУ «СОШ № 198 на 2023-2024 учебный год
Количество часов в год
Предметные области

Учебные предметы

Формы
Всего

промежуточной

I

II

III

IV

165

170

170

170

675

132

136

136

136

540

Иностранный язык

-

68

68

68

204

Математика

132

136

136

136

540

Окружающий мир

66

68

68

68

270

34

34

Учебный проект

аттестации

Обязательная часть
Русский язык

Русский язык и

Литературное

литературное чтение
Иностранный язык

чтение

Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)

этики

Итоговая
контрольная работа
Итоговая
контрольная работа
Итоговая
контрольная работа
Итоговая
контрольная работа

Основы

Основы религиозных
культур и светской

Диктант

религиозных
культур и светской
этики
Музыка

Искусство

Изобразительное
искусство

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая
культура
Итого:

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

33

34

34

34

135

Творческий проект

33

34

34

34

135

Творческий проект

33

34

34

34

135

Творческий проект

66

68

68

68

270

693

782

782

782

3039

33

34

34

0

101

34

34

Шахматы
Плавание
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе

33
693

782

782

782

Контрольные
нормативы и испытания

68

зачет

33

зачет

3039

6

Недельный учебный план 1-4 классов
МБОУ «СОШ № 198» на 2023-2024 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год
I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и литературное

Русский язык

5

5

5

5

20

чтение

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

5

5

5

4

19

Окружающий мир

2

2

2

2

8

1

1

Обществознание и
естествознание (Окружающий
мир)
Основы религиозных культур и

Основы религиозных

светской этики

культур и светской этики
Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

21

23

23

23

90

1

1

1

0

3

1

1

Искусство

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Шахматы
.Плавание.
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе

2

1
21

1
23

23

23

90

7

4. План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 198»
на уровне начального общего образования

План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 198» на уровне начального
общего

образования

обеспечивает

психолого-педагогическое

сопровождение

обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и
развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной

деятельности

формируется

МБОУ

«СОШ

№

198»

с

учетом

предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
повышение

общей

культуры

обучающихся,

углубление

их

интереса

к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
поддержка

детских

объединений,

формирование

умений

ученического

самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность в МБОУ «СОШ № 198» организуется по
направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач
внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных
формулировках,

что

подчеркивает

их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе
содержания обучения МБОУ «СОШ № 198» учитывает:

8

особенности МБОУ «СОШ № 198» (условия функционирования, особенности
контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности

информационно-образовательной

среды

образовательной

организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
Общий

объем

внеурочной

деятельности

не

превышает

10

часов

в неделю.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства, принципа преемственности всех уровней образования в МБОУ «СОШ
№ 198» отводится 1 час в неделю на внеурочное занятие "Разговоры о важном".
Внеурочные

занятия

"Разговоры

о

важном"

направлены

на

развитие

ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия "Разговоры о важном" направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного
и ответственного поведения в обществе (Примерная рабочая программа, одобренная
решением

федерального

учебно-методического

объединения

по

общему

образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.).
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1

час

в

неделю

–

на

занятия,

направленные

на

удовлетворение

профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы
предпринимательства).

Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или)

беседа

с

обучающимися.

Основные

темы

занятий

связаны

с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной
9

истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре
и

повседневной

культуре

поведения,

доброжелательным

отношением

к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
4.1. Направления и цели внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ № 198»
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника,

углубление

знаний

об

организации

жизни

и

деятельности

с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
Проектно-исследовательская

деятельность

организуется

как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности
по выполнению проектов.
Коммуникативная

деятельность

направлена

на

совершенствование

функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения
и словесного творчества.
Художественно-эстетическая

творческая

деятельность

организуется

как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного
творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению,
а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности,

которые

формируют

представления

обучающихся

о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения
разных видов работ на компьютере.
Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию

обучающегося,

его

познавательные

интересу

и способности к самообразованию.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего
развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть
трудности, возникшие при изучении разных предметов.
4.2.

Выбор

форм

организации

внеурочной

деятельности

подчиняется

следующим требованиям:

10

целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
преобладание

практико-ориентированных

форм,

обеспечивающих

непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности,
в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает
то или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
Возможными формами организации внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ
№ 198» определены следующие:
•

учебные курсы и факультативы;

•

художественные, музыкальные и спортивные студии;

•

соревновательные

мероприятия,

дискуссионные

клубы,

секции,

экскурсии, мини-исследования;
•

общественно полезные практики и другие.

К участию во внеурочной деятельности будут привлекаться организации и
учреждения

дополнительного

образования,

культуры

и

спорта.

В этом случае внеурочная деятельность будет проходить не только в помещении
образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации),
участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и
другие).
При

организации

внеурочной

деятельности

непосредственно

в МБОУ «СОШ № 198» в этой работе могут принимать участие все педагогические
работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники,
социальные

педагоги,

педагоги-психологи,

учителя-дефектологи,

логопед,

воспитатели, библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей
в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение
усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования в МБОУ «СОШ №
198» строится на использовании единых форм организации.
11

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности в МБОУ
«СОШ № 198» выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на
уровне начального общего образования, заместитель директора по учебновоспитательной работе.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная

аттестация

обучающихся,

осваивающих

внеурочной деятельности, проводится в зачетной системе.

программы

Результаты обучения

учащихся могут быть отслежены через участие детей в конкурса различного уровня,
на школьных конференциях, выставках (учебные проекты, исследовательские работы,
художественные выставки).
Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной
деятельности и занятий в организациях дополнительного образования осуществляется
классным руководителем и преподавателем, ведущим курс.

12

Недельный учебный план ВД 1- 2 классов
МБОУ «СОШ № 198» на 2023-2024 учебный год
Направле
ния
развития
личности

Наименование
рабочей программы

Ценностн
ое
развитие

Разговор о важном
От
простого
сложному

к

Эрудит
Учение с
увлечение
м

Коммуни
кативная
деятельно
сть

Интеллек
туальные
марафон
ы
Художест
венно эстетичес
кая
творческа
я
деятельно
сть

Спортивн
ооздоровит
ельная
деятельно
сть

Классы
1а

1б

1в

1г

1д

2а

2б

2в

2г

2
л

Всего

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

2

2

3

2

2

2

1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

1

1

1

3

1

1

1

1

0,1

Готовлюсь
к
школьной олимпиаде.
Математика
Готовлюсь
к
школьной олимпиаде
Окружающий мир
Готовлюсь
к
школьной олимпиаде.
Русский язык
Как хорошо
читать

уметь

1

1

1

Орлята
Функциональная
грамотность
В мире профессий

14
0,
1

1

1

1

1

1

4
1

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Музей в моём класспе

1

Город мастеров

1

1

Волшебный
карандаш(Капустина
А.С.)

0,2

0,2

0,2

0,2

0,
2

1

Волшебная кисточка

0,2

0,2

0,2

0,2

0,
2

1

Очумелые
ручки
Капустина А.С.)

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,
3

3

Плавание

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,2

0,2

0,2

0,2

0,
2

3

Подвижные
игры(Воеводина Т.Б.)

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,
5

5

Футбол

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,
2

2

Шахматы

0
6,5

6,5

7,5

8,5

4,5

6,7

6,7

6,7

6,7

4,
7

64

13

Недельный учебный план ВД 3 - 4 классов
МБОУ «СОШ № 198» на 2023-2024 учебный год
Направлен
ия
развития
личности
Ценностное
развитие

Учение с
увлечением

Наименование
рабочей
программы
Разговор
о
важном
От простого к
сложному
Эрудит
Готовлюсь
в
школьной
олимпиаде.
Математика.
Готовлюсь
в
школьной
олимпиаде.
Русский язык
Школа развития
речи
Изучаем природу
родного края
Орлята

Коммуника
тивная
деятельнос
ть

Художестве
нно эстетическ
ая
творческая
деятельнос
ть
Спортивнооздоровите
льная
деятельнос
ть
Интеллект
уальные
марафоны

Финансовая
грамотность
В мире профессий
Функциональная
грамотность
Как хорошо уметь
читать
Волшебный
карандаш(Капуст
ина А.С.)
Очумелые ручки
(Капустина А.С.)
Плавание

Классы
3а

3б

3в

3г

3д

4а

4б

4г

4д

4е

Всего

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

3

1

3

1

2

2

2

2

1

3

20

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

2

2

16

1
2

2

2

2

2

2

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5
9

1

10
0

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

2

1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

2

Подвижные игры

0

Футбол

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

2

Дорожый дозор

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

1

Волшебный
перекрёсток

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

1

5,9

7,9

10,1

9,1

8,1

10,1

8,9

5,9

8,9

6,1

53

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».