Положение об уроках физической культуры МБОУ СОШ 198

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 198»
Принято на
Педагогическом совете
Протокол № 1
от « 30 »_августа 2023_г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «СОШ № 198»
от « 31 » августа 2023 г. № 440

Положение
о занятиях физической культурой
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 198»
1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение о занятиях физической культурой в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №
198» (далее – Положение, МБОУ «СОШ № 198») разработано с целью регламентации
организации образовательного процесса при проведении занятий физической культурой,
профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности
образовательного процесса, соблюдения прав всех участников образовательных
отношений.
1.2. При разработке положения использованы следующие нормативные акты:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон от 13 июня 2023г. № 256-ФЗ «О внесении изменений статью 7
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и
статью 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 41
Федерального закона от 29 декабря 2012г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее «Закон об образовании в РФ») дополнена частью 7, согласно которой
до занятий физической культурой допускаются обучающиеся на основании сведений,
содержащихся в заключении медицинской организации, выданном по результатам
проведенных профилактических осмотров обучающихся, осуществляемых в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
 Федеральный закон часть 7 статья 41 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в соответствии с которыми до занятий физической
культурой допускаются обучающиеся на основании сведений, содержащихся в
заключении медицинской организации, выданном по результатам проведенных
профилактических медицинских осмотров обучающихся, осуществляемых в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья,
 Федеральный закон пункт 5,6 часть статьи 41 от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в
себя, в том числе, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и
оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации
1

медицинских осмотров, в том числе культурой и спортом; прохождение обучающимися в
соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том
числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической
культурой и спортом, и диспансеризации.
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ
от17.05.2012г №413 (с изменениями от 12.08.2022)
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 17.012015)
 Санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. (далее СанПиН1.2.3685-21)
 Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства
просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018);
 Методические указания Министерства спорта, туризма и молодѐжной политики
Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от
01.10.2009 №ВП-П12-41 «Об использовании спортивных объектов в качестве
межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и
внешкольной спортивной работы».
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.10.2013
№ ВК-710/09 «О Рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурноспортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и
инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивномассовых мероприятий с обучающимися».
 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О порядке
проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних (с
изменениями и дополнениями).
2. Группы здоровья для занятий физической культурой

2.1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической
культуры все обучающиеся школы в зависимости от состояния здоровья делятся на три
группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Отнесение
2

ребенка к соответствующей группе здоровья происходит на основании Листа здоровья,
предоставляемого медицинским персоналом школы.
2.2. Задания на уроке для обучающихся, отнесенных к различным группам
здоровья, отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями
к уровню освоения учебного материала.
2.3. К основной медицинской группе относятся обучающиеся, имеющие
удовлетворительное состояние здоровья. К подготовительной медицинской группе
относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической
подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья.
Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по
программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и
интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). К специальной
медицинской группе (СМГ) относятся обучающиеся, которые на основании медицинского
заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по
программе для основной группы.
2.4. Классный руководитель в начале учебного года выявляет (на основании
предоставленной родителями справки медицинской комиссии) учащихся, освобожденных
от физических нагрузок на учебный год, и предоставляет список учителям физической
культуры. В течение года информация об отнесении учащегося к определенной
физкультурной группе подлежит актуализации в случае изменений, подтвержденных
медицинской справкой.
3. Требования, предъявляемые к спортивной форме и ее использованию.

З.1. Спортивная форма должна соответствовать месту проведения физкультурных
занятий (в зале, на открытом воздухе), погодно-климатическим условиям при проведении
занятий физической культурой и спортом.
3.2 Спортивная форма приносится обучающимися с собой согласно расписанию
уроков физической культуры и внеурочных занятий по физической культуре.
3.3 Спортивная форма надевается только на уроки физической культуры и на время
проведения спортивных праздников, соревнований, внеурочных занятий.
З.4. Одежда всегда должна быть чистой и выглаженной:
3.5. При проведении урока физической культуры (внеурочных занятий, секций) в
спортивном зале допускаются:
 футболка (белого цвета) без неприемлемой символики и надписей, шорты или
велотрусы, лосины спортивные, спортивные брюки (темного цвета), носки, гетры;
 спортивная обувь – кроссовки, кеды на нескользящей подошве, не оставляющие
следов на полу от подошвы Нахождение в спортивном зале возможно только в сменной
обуви (без каблуков) или при наличии бахил.
3.6. При проведении урока физической культуры (внеурочных занятий, секций) на
открытом воздухе, спортивной площадке, плоскостном сооружении допускаются:
 спортивный костюм (куртка, брюки, футболка, носки, головной убор);
 спортивная обувь (кроссовки, кеды);
3.7. При проведении урока физической культуры (внеурочных занятий, секций) в
зимний период на улице необходимы:

3

 верхняя одежда – спортивная шапочка, варежки (перчатки), спортивная куртка
или ветровка, шарф, манишка или высокий воротник, закрывающий горло;
 спортивная форма – теплый, не стесняющий движений спортивный костюм;
 теплые шерстяные или хлопчатобумажные носки, футболка;
 спортивная обувь.
3.8. При проведении урока физической культуры (внеурочных занятий, секций) в
бассейне необходимы:
 шапочка, купальник (для девочек, девушек), плавательные плавки (для
мальчиков, юношей);
 обувь – сланцы;
 мыло, мочалка, полотенце.
3.9. При занятиях в спортивных секциях спортивная форма должна отражать
специфику вида спорта, которым занимаются обучающиеся.
3.10. Не допускается использовать в качестве спортивной одежды и спортивной
обуви:
 топики, джинсовые шорты, джинсы, колготки, чулки, бриджы, водолазки,
повседневную школьную и домашнюю одежду, футболки с надписями политического и
развлекательного характера, стразами, пайетками;
 мокасины, туфли женские и мужские, сандалии, чешки (если не предусмотрено
видом деятельности), спортивные кроссовки на платформе и с несгибающейся подошвой.
3.11. Если обучающийся не имеет спортивной формы:
 он не допускается до выполнения физических нагрузок;
 он должен находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать
учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания учителя
физкультуры;
 при отсутствии у обучающегося спортивной формы учитель обязан донести эту
информацию до родителей (законных представителей) обучающегося через электронный
дневник или классного руководителя,
3.12. Рекомендации к спортивной форме:
3.12.1 Спортивная форма должна быть легкой, удобной, не стеснять движения,
обеспечивать и поддерживать оптимальное тепловое равновесие организма во время
занятий физическими упражнениями и спортом. Для занятий в спортивном зале форма
должна хорошо впитывать пот и пропускать воздух, а во время занятий зимними видами
спорта применяется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными
свойствами.
3.12.2. Гигиенические свойства тканей, из которых она изготавливается
(воздухопроницаемость, испаряемость, гигроскопичность, гибкость и др.) из
синтетической ткани, которая широко используется для изготовления спортивной формы,
дешевле и прочнее, однако не обладают рядом значимых для здоровья свойств. Поэтому
рекомендуется, чтобы форма была из хлопчатобумажной ткани, которая хорошо
впитывает пот, не раздражая кожу. Различные виды спортивной одежды из синтетических
тканей рекомендуется применять лишь для зашиты от ветра, дождя, снега и т.д.
3.12.3. Гигиенические требования к спортивной обуви во многом совпадают с
требованиями к спортивной одежде. Спортивная обувь должна быть удобной, легкой,
прочной, мягкой и эластичной. Она должна иметь хорошую водоупорность, достаточную
4

вентилируемость. Спортивная обузь должна соответствовать климатическим и погодным
условиям и особенностям занятий различными видами физических упражнений и спорта.
4. Освобождение от физических нагрузок на уроках физической культуры.

4.1. Обучающиеся, освобожденные от физической нагрузки, от изучения предмета
«Физическая культура» не освобождаются.
4.2. От физических нагрузок освобождаются обучающиеся на основании
медицинской справки.
4.3. Все обучающиеся, освобожденные от физических нагрузок, находятся в
помещении спортивного зала или на спортивной площадке, в чаше бассейна под
присмотром учителя физической культуры. В чаше бассейна такие учащиеся находятся в
спортивной одежде и сланцах. Если урок первый или последний, то по заявлению
родителей (законных представителей) учащийся может находиться дома; при этом он
получает теоретическое задание, которое предоставляет учителю на следующем уроке для
оценивания работы.
4.4. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических
или иных занятий с обучающимися, освобожденными от физических нагрузок, на
предстоящий урок:
 теоретическое изучение материала (рефераты, устные ответы, доклады);
 посильная помощь в судействе или организации урока.
4.5. При пропуске уроков физической культуры обучающийся обязан подтвердить
причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным
документом, который (оригинал или копия) передается классному руководителю и
учителю физкультуры
4.6. Доведение информации до обучающихся и их родителей (законных
представителей) и контроль за соблюдением пунктов данного Положения возлагается в
равной степени на учителей физической культуры и классных руководителей.
4.7. Отсутствие спортивной формы у обучающихся без уважительной причины не
является основанием непосещения урока физической культуры. В случае отсутствия
спортивной формы обучающиеся не допускаются до выполнения физических
упражнений.
4.8. Родители (законные представители) обучающегося уведомляются об
отсутствии у учащегося спортивной формы в устной форме или письменно через
электронный дневник.
4.9. Отсутствие формы расценивается как неготовность обучающегося к уроку
(занятию) физической культурой; первый раз о неготовности обучающемуся делается
замечание и сообщение родителям (законным представителям); в последующий раз –
выставляется неудовлетворительная оценка в электронный классный журнал и дневник
обучающегося в графу «Домашнее задание».
4.10. При систематической неготовности обучающегося к урокам физической
культуры информация доводится в письменном виде до сведения администрации школы
учителями физической культуры.

5

4.11. Обучающиеся несут полную ответственность за порчу вследствие
неаккуратного обращения и утрату школьного спортивного инвентаря, предоставляемого
им во временное пользование.
5. Организация урока физической культуры

В целях организованного начала и окончания урока, организации обучающихся в
раздевалках, с целью недопущения случаев травматизма и правонарушений, соблюдения
санитарно-гигиенических, норм установлен следующий порядок.
В спортивной раздевалке:
5.1.1. Обучающиеся допускаются в раздевалку на перемене до звонка на урок.
5.1.2. Во время урока раздевалки закрываются на ключ, который находится у
учителя физической культуры.
5.1.3. На переодевание обучающихся после урока физической культуры отводится
5- 7 минут.
5.2. В спортивном зале, на спортивной площадке:
5.2.1. Обучающимся запрещается входить в спортивный зал и находиться во время
урока без сменной спортивной обуви.
5.2.2. Обучающимся, в том числе освобожденным от физических нагрузок, на
уроке нельзя пользоваться телефонами, планшетами, фотоаппаратами и другой техникой.
5.2.3. Запрещается во время занятий физической культурой находиться с
жевательной резинкой во рту, употреблять пищу.
5.2.4. Украшения (серьги, цепочки, браслеты) перед уроком также рекомендуется
снимать во избежание травматизма,
5.2.5. Освобожденные от физических нагрузок обучающиеся и нe занимающиеся
(по неуважительной причине) обучающиеся сидят в месте, отведенном для них учителем.
5.2.6. Обучающийся не может выходить из зала без разрешения учителя.
6. Промежуточная и итоговая аттестация учащихся на уроках физической культуры

В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании
обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Учет успеваемости по физической культуре обучающихся проводится в течение
всего учебного года и решает следующие задачи:
 определение уровня знаний обучающихся разных классов;
 формирование интереса всех категорий обучающихся к школьным и
самостоятельным занятиям физическими упражнениями, суточному и недельному
двигательному режиму;
 воспитание ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью,
здоровому образу жизни
6.1. Оценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры
6.1.1. Текущее оценивание: Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5балльной системе. Оценивание учащихся 1 класса – словесное. При выставлении оценки
учитывается старание учащегося, его физическая подготовка, способности.
6.1.2. Итоговое оценивание Итоговое оценивание происходит на основе текущих
оценок, полученных учеником в течение четверти (полугодия).

6

6.2. Оценивание учащихся 2-11 классов, освобожденных от физических нагрузок на
длительный срок (на учебный период) или освобожденных от физических нагрузок после
болезни осуществляется на основании выполнения теоретических заданий.
6.2.1. На уроке физической культуры путем опроса или вызова обучающихся,
освобожденных от физических нагрузок по медицинским показаниям, оценивается
качество усвоения знаний, предусмотренных программой физического воспитания,
владение инструкторскими и судейскими знаниями, умениями. Важно, чтобы учет был
объективным, сопровождался пояснениями учителя (включая и обоснования оценки),
проводился с учетом возрастных и половых особенностей обучающихся, физической и
двигательной подготовленности обучающихся. Учет должен согласовываться с задачами
урока.
6.2.3. Порядок выполнения теоретических заданий.
После предоставления справки об освобождении от физических нагрузок, учитель
выдает ученику теоретический вопросы. Также, обучающиеся, освобожденные
физических нагрузок на текущий учебный год на основании справки медицинской
комиссии, по желанию могут быть аттестованы на основании выполнения письменного
задания в форме реферата. Вопросы, выдаваемые ученикам, соответствуют программе,
результатам обучения и возрасту учащихся. Оценивание обучающихся освобожденных
физических нагрузок по медицинским показаниям проводится по пятибалльной системе
по следующим показателям:
Теоретическая часть (знания)
1. Ответы на теоретические вопросы, соответствующие программе. Обучающиеся
отвечают письменно или устно на вопросы, выданные учителем.
2. Реферат, в котором обучающийся, основываясь на своем диагнозе, должен
описать комплекс мероприятий: образ жизни, двигательный режим (чередование периодов
работы и отдыха), режим питания, распорядок дня, интенсивность нагрузок, лечебные и
поддерживающие мероприятия (влияние их на организм). В начале курса во время
консультаций учитель предлагает учащемуся тему реферата, знакомит с правилами
оформления рефератов, составляет с учеником план реферата. Реферат должен быть сдан
в назначенные сроки, не позднее недели до окончания четверти. Защита реферата
происходит в присутствии учащихся класса. Требования к написанию реферата – в
Приложении 1. Перечень вопросов и практических заданий для аттестации выпускников
основной и средней общеобразовательной школы по физической культуре, отнесенных по
состоянию здоровья к СМГ – в Приложении 2.
3. В зависимости от возрастной группы, по заданию учителя, подготовить и
рассказать материал раздела из программного теоретического материала (например,
техника безопасности, оказание первой помощи, развитие качеств, самоконтроль,
тактические действия и т.д.).
4. Учитель может оценить теоретическую часть и в другой форме (например,
работа с теоретическим материалом в учебнике по физической культуре, ответы на
вопросы, сообщения, составление кроссвордов, викторин и др.).
5. Обучающиеся начальной школы (2-4 классы) могут представляют теоретические
знания в виде рисунков и рассказов по ним.
6. По результатам выполнения заданий теоретической части выставляется оценка
по пятибалльной шкале.
7

Практическая часть.
1. Присутствие на уроках.
2. Сдача зачетов по технике исполнения упражнений (по медицинским
показателям).
3. Участие в разминке на каждом уроке (по медицинским показателям).
4. Выполнение индивидуального комплекса упражнений по заданию учителя в
соответствии с рекомендациями врача.
5. Помощь при проведении урока, судейство, выполнение роли направляющего
(проверяются знания терминологии),
6. Помощь в организации соревнований. По результатам выполнения заданий
практической части выставляется оценка по пятибалльной шкале.
6.2.7. Для обучающихся, находящихся на надомном обучении, оценка по
физической культуре выставляется по результатам выполнения пунктов теоретической
части (при необходимости аттестации этой категории учащихся).
6.2.8. Учитель имеет право выбрать из каждой части те мероприятия, которые
наиболее подходят индивидуальным особенностям конкретного обучающегося,
6.2.9. Итоговый контроль организуется по четвертям (2-9 классы), полугодиям (10
– 11 классы), на его основе выставляется годовая оценка по физической культуре,
выявляются сдвиги в состоянии здоровья, физической и двигательной подготовленности.
7. Методика учета успеваемости и оценки обучающихся, непосещающих уроки
физической культуры по неуважительной причине.
7.1 В случае непосещения обучающимися уроков физической культуры по
неуважительной причине, учитель обязан поставить в известность родителей (законных
представителей) обучающегося, сделав соответствующую запись в АИС «Сетевой город»,
а также сообщить об этом классному руководителю.
7.2 Учет успеваемости обучающихся, не занимающиеся на уроке физической
культуры по неуважительной причине, но находящиеся на уроке, организуется так же, как
и оценка успеваемости учащихся, освобожденных от физических нагрузок по
медицинским показаниям, подразделяется на текущий и итоговый. (см. раздел 6)
7.3. Если учащийся не посещал уроки физической культуры без уважительной
причины, учитель физкультуры в графе четвертная (полугодовая, годовая, итоговая)
оценка ставит «не аттестован – н/а», и эта оценка является отрицательной.
8. Методика учета успеваемости и оценки обучающихся, на уроках физической
культуры во время лыжной подготовки.
8.1. Учет успеваемости обучающихся, освобожденных от физических нагрузок по
медицинским показаниям или не посещающих уроки по неуважительной причине
организуется так же, как и оценка успеваемости учащихся, освобожденных от физических
нагрузок (см. раздел 6). Данные учащиеся должны быть одеты соответственно погоде и
находиться на улице вместе с классом.
8.2. В случае если обучающийся имеет физкультурную форму, но не имеет
спортивного инвентаря (лыж, лыжных палок), учителю необходимо организовать работу
учащегося на уроке без использования спортивного инвентаря. В этом случае учет
успеваемости обучающихся проводиться на общих основаниях по пятибалльной системе.
8

9. Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.
9.1. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в
зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными
условиями, видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при
выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные
положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены
учителем.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании
навыков, умений и в развитии физических и/или морально-волевых качеств в течение
четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает все требуемые на уроках
нормативы по физической культуре, для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей
гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между
классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми
навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры.
9.2 Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в
зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными
условиями, видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда
при выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к
занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических
возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании
навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение
четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает 80% всех требуемых на уроках
нормативов по физической культуре, для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей
гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также
необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры.
9.3 Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3
(удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий.

9

1. Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с погодными
условиями, видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда
при выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные,
но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут
быть замечены учителем физической культуры.
4. Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и
в развитии физических и/или морально-волевых качеств в течение полугодия.
5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, навыками
самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики,
необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры.
9.4 Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 2
(неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:
1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках
физической культуры.
3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом
не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных
изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены
учителем физической культуры.
4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений
и в развитии физических или морально-волевых качеств.
5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей
гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области
физической культуры.

10

Приложение 1.
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Представлять рефераты обучающиеся могут с 5 класса. Реферат представляет
собой доклад на определенную тему. Это одна из начальных форм представления
результатов научного исследования в письменном виде. Рекомендации по его
оформлению:
1. Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от
2 до 12 машинописных страниц.
2. Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, основную часть и краткий
список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на
последней странице реферата.
3. Реферат должен быть написан простым, ясным языком. Следует избегать
сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие
термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом
упоминании в тексте.
Оценивание реферата
Максимальная оценка за подготовку и защиту реферата – 5 баллов. Оценивание
реферата производится на основании следующих критериев:
- правильное и полное раскрытие темы реферата, ее актуальности – 1 балл;
- правильное цитирование теоретических источников, уровень обобщения и анализа
научных трудов – 1 балл;
- грамотность, логичность и общий стиль письменного изложения – 1 балл;
- умение сформулировать выводы – 1 балл;
- умение устно изложить краткое содержание, выбрав основную суть вопроса; соблюдение
логики изложения (введение, основное содержание, краткие выводы по теме) – 1 балл.
Примерные темы рефератов:
 Олимпийские игры древней Греции в сравнении с современными олимпийскими
играми.
 Олимпийские игры современности: пути развития.
 Значение физической культуры в развитии личности.
 Мой любимый вид спорта и его значение для моего развития.
 Физическая культура в моей семье.
 Современные виды спорта и спортивные увлечения учащихся моей школы.
 Адаптивная физическая культура и ее роль в жизни человека.
 Допинги в спорте и в жизни, их роль.
 История развития лыжного спорта (конькобежного спорта) 20 века в России и в мире.
 Место физической культуры в общей культуре человека.
 Прогрессивные концепции физической культуры: перестройка физического
воспитания.
 Культура здоровья как одна из составляющих образованности.
 Пути и условия совершенствования личной физической культуры.

11

 Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного
дня.
 Охрана труда и техника безопасности на занятиях и уроках физической культурой,
школьным спортом и туризмом.
 Влияние на здоровье (на выбор) солнечного света, свежего воздуха, чистой воды,
естественного питания, физических упражнений, отдыха, хорошей осанки, голодания,
гигиенических факторов, закаливания и т. д.
 Здоровый образ жизни и молодежь.
 Влияние циклических видов спорта на сердечно-сосудистую системы организма.
 Зрение школьников: тенденции и реальность
 Аэробика как одно из направлений здоровьесберегающих технологий.
 Соблюдение режима как одно из условий сохранения здоровья учащихся.
 Сотовая связь и ее влияние на организм человека.
 Ценностные ориентации современной молодежи.
 Холодовая тренировка организма.
 Выживание в различных климатических зонах.
 Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам.
 Физиология и гигиена индивидуальной защиты от холода.
 Адаптация и конституция человека
 Как выжить в экстремальных условиях
 Физическая культура в учебном и свободном времени школьников.
 Метод круговой тренировки
 Понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий
физической культуры на укрепление физического здоровья, психического и
нравственного развития человека;
 Понятие о правильном режиме питания;
 Понятие о формах двигательной активности;
 Методы самоконтроля;
 Основы организации самостоятельных занятий корригирующей гимнастикой, их
направленность, структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных
показателей здоровья, физического развития и подготовленности);
 Понятие о правильной осанке;
 Понятие о рациональном дыхании;
 Правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время
занятий физическими упражнениями;
 Гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими
упражнениями в условиях спортивного зала, спортивной площадки, тренажерного зала,
бассейна;
 Понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.

12

Приложение 2
Приложение к письму Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об
оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе для занятий физической культурой».
Перечень вопросов и практических заданий для аттестации выпускников основной
и средней общеобразовательной школы по физической культуре, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Примерные вопросы
1. Что такое «здоровый образ жизни»?
2. Что значит «рациональный режим питания»?
3. Что называют «рациональным режимом двигательной активности»?
4. Чем характеризуется здоровый досуг?
5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию
здоровья отнесены к специальной медицинской группе?
6. Какие физические упражнения полезно выполнять с учетом твоего заболевания?
7. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса
корригирующей гимнастики при твоем заболевании?
8. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса утренней
гимнастики при твоем заболевании
9. Как сформировать правильную осанку?
10. Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки
(ноги), полученной во время занятий физической культурой?
11. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических
упражнений?
12. Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются?
13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются?
14. Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма?
15. Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?
16. Какие ты знаешь основные физические качества?
17. Как можно контролировать свое состояние во время занятий физической культурой?
18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?
Примерные виды практических заданий (выполняются при отсутствии противопоказаний)
1. Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.
2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
3. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).
4. Комплекс упражнений для развития силы рук (ног, спины, брюшного пресса).
5. Комплекс упражнений для развития координации движений.
6. Комплекс упражнений для развития быстроты.
7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости.
8. Комплекс упражнений для развития гибкости.
9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
10. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

13

11. Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки (из предложенного
набора физических упражнений) и выполнить его.
12. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме руки.
13. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме ноги
14. Выполнить упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча в баскетбольное
кольцо; ведение мяча в баскетболе; подача мяча в волейболе; прием мяча в волейболе;
элементы челночного бега и т.п.
15. Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата).

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».