ВД_Основы проектирования _8-10 классы

Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО
______________/ ФИО

«Согласовано»
Зам. ВР
__________________И.К. Бродская

Протокол № _______
от «__29__ » _____08___2023 г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №198»
__________________ / Е.В. Леонтьева
Приказ № __418_____

«_29___ » ____08____2023 г.

от «29____ » __08______2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Основы проектирования.
Экологические проекты»
для 8-10 классов
МБОУ «СОШ №198».

Автор – составитель
Беликова Светлана Николаевна
Учитель биологии и экологии

2023-2024 учебный год

Программа внеурочной деятельности
Основы проектирования
Направление: социальное
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Основы проектирования»
предназначена для обучающихся 8-10 классов, желающих заниматься
проектной деятельностью. В результате освоения умений и навыков
исследовательской деятельности вовремя как урочной, так и во внеурочной
деятельности,обучающиеся могут освоить:

усвоение алгоритма научного исследования, что способствует
формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется
кругозор учащихся в предметных областях;

овладение универсальными способами учебной деятельности, что
способствует саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию,
организации, контролю и самооценке;

формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и
другими источниками информации;

формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и
письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных
выступлений;

формирование социального опыта учащихся в труде и общении,
повышении социального статуса;
Целью курса «Основы проектирования» является: освоение наиболее
актуальных в работе над проектами способов деятельности обучающихся для
создания собственных проектов, проектно – исследовательских работ,
подготовка к выступлению на научно – практических конференциях. Данный
курс внеурочной деятельности способствует формированию ключевых
компетентностей обучающихся.
Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного
исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов
отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых
результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости
проекта, определение необходимых ресурсов. Данная деятельность
способствует приобретению обучающимися функционального навыка
проектирования как универсального способа освоения действительности,
развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации
личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе
приобретения субъективно новых знаний
Задачи курса внеурочной деятельности:
1. Знакомство с технологией проектной деятельности;
2. Формирование готовности к работе над проектами;
3. Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
4. Формирование навыков поиска и работы с различными
информационными источниками;

5. Формирование универсальных учебных действий в процессе проектной
деятельности учащихся.
При работе над проектом используются исследовательские методы, что
предполагает:

определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования;

оформление конечных результатов;

анализ полученных данных;

подведение итогов;

формулирование выводов
В результате прохождения курса внеурочной деятельности «Основы
проектирования» обучающиеся получат опыт:

анализа проблемы;

анализа способов решения проблемы;

анализа выбора итогового продукта.
Обучающиеся научатся:

описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает
проблема;

определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

формулировать проблему;

формулировать цель на основании проблемы;

обосновывать достижимость цели;

ставить задачи, адекватные цели;

выстраивать шаги (действия);

рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курсавнеурочной деятельности
Личностные результаты
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей;
- проявление самостоятельности, инициативы и ответственности в обучении
с учетом мотивации образовательной деятельности обучающихся на основе
системного деятельностного подхода;
- представление об образовании как ведущей ценности в современном
обществе; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.
Метапредметные результаты
- способность выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации;
- способность составлять план и последовательность действий;
- способность адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности.
- способность устанавливать соответствие полученного результата
поставленной цели;
- способность соотносить правильность выбора, планирования,
выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

- способность самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при
решении проблем различного характера;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников
в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- способность ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать
свои затруднения.
Планируемые результаты
Повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их
познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников
в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта проектной
деятельности.
Воспитание старших школьников в соответствии с портретом

Это – гражданин:

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его
культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи,
российского гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно
познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и
творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего
мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебноисследовательскую,
проектную
и
информационно-познавательную
деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий
закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом,
государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий
значение профессиональной деятельности для человека и общества.
выпускника.
35 часов, 1 час в неделю.
Виды и формы презентаций проектов

Виды презентаций проектов:
воплощение
(в
роль
человека,
одушевленного
или
неодушевленного существа).
деловая игра.
демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе
информационных технологий.
диалог исторических или литературных персонажей.
защита на Ученом Совете.
игра с залом, экскурсия, спортивная игра, телепередача, спектакль.
соревнования, ролевая игра.
иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий,
эпох, цивилизаций...
инсценировка реального или вымышленного исторического
события.
реклама.
пресс-конференция.
путешествие.
отчет исследовательской экспедиции, исследовательский доклад.
научная конференция.
Формы проектов:
- Web-сайт;
- анализ данных социологического опроса;
- видеофильм, видеоклип;
- выставка;
- газета, журнал, справочник, путеводитель, учебное пособие, сценарий;
- действующая фирма;
- игра;
- законопроект;
- карта;
- коллекция;
- макет;
- музыкальное произведение;
- сказка;
- экскурсия;
- система школьного самоуправления и т.д.
В процессе разработки проекта могут использоваться различные
инструментальные программные средства и приложения: системы
программирования, системы обработки графики и подготовки презентаций,
текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами
данных, средства разработки Web-сайтов и др.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с
описанием применения на бумажном носителе, портфолио проекта. В описании
применения должна содержатся информация об инструментальном средстве
разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его
возможностей и применения.

В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за
выполнением проекта.
Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической
части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и
оценивается «зачтено-незачтено».
В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения
осуществляется два раза (примерно в январе и в марте), в ходе которого
обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и
проделанную работу (оценивается «зачтено-незачтено»).
Во время ученической научно-практической конференции работу
оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые
эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения
проектов и имеющие опыт защиты проектов на других конференциях.
Защита проекта оценивается по балльной системе при выполнении
обязательных условий: наличии рецензии на проект, наличии письменного
варианта проекта (или другой формы отчётности), оформленного в
соответствии с требованиями, и наличии рабочих материалов (в бумажном,
электронном и т.д. виде). При невыполнении условий отметка снижается как
минимум на балл. Годовая отметка по проектной деятельности в журнал не
выставляется.
Содержание курса
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в современном
образовании. Основные понятия и виды исследовательской деятельности.
Структура исследовательской работы. Титульный лист. Содержание.
Составные части введения. Оформление списка литературы. Правила
оформления библиографических ссылок. Особенности написания работы
исследовательского характера. Оформление исследовательской работы.
Технология написания исследовательского проекта. Структура проекта.
Классификация учебных проектов (типы). По содержательной специфике. По
комплектности и характеру контактов (по предметно-содержательной области).
Классификация проектов по продолжительности. Паспорт и проектная папка
(портфолио) проекта. Виды и формы презентаций проектов. Оценка качества
выполнения презентации исследовательских работ. Экспертный лист заочного
и очного туров научно-практической конференции обучающихся города
Северска.
Тематическое планирование
Темы
1. Инструктаж. Введение «Учебно-исследовательская и
проектная деятельность в современном мире»
2. Основные понятия и виды исследовательской деятельности
3. Структура исследовательской работы

Количество
часов
1
1
1

4. Составные части введения
5. Оформление списка литературы
6. Правила оформления библиографических ссылок
7. Особенности написания работы исследовательского
характера
8. Технология написания исследовательского проекта.
Структура проекта
9. Оформление исследовательской работы
10.Технология написания исследовательского проекта.
Структура проекта
11.Тема проекта
12.Актуальность. Цели проекта
13.Методы исследования
14.Паспорт проекта
15.Обзор литературы, анкетирование
16.Библиография
17. Классификация учебных проектов (типы)
18. Проекты по содержательной специфике
19.Проекты по комплектности и характеру контактов (по
предметно-содержательной области)
20.Классификация проектов по продолжительности
21.Виды презентаций проектов
22.Формы презентаций проектов
23.Оценка качества выполнения презентации исследовательских
работ
24.Консультация по выбору темы
25.Консультирование: объект, предмет исследования
26.Консультирование: цель, задачи
27.Консультирование: методы исследования
28.Консультирование по библиографии
29.Посещение библиотеки, теоретическая часть
30.Посещение библиотеки, практическая часть
31.Редактирование тезисов и демонстрационных материалов
32.Составление защитного слова
33.Консультации по оформлению работ
34-35. Отчетная конференция. Рефлексия. Экспертная оценка
работ
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35 часов

Предполагаемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности:
В ходе освоения курса у обучающихся формируются следующие умения:

 рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
 целеполагать (ставить и удерживать цели);
 планировать (составлять план своей деятельности);
 моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,
выделяя все существенное и главное);
 проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
 вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки
зрения других).

Календарно-тематическое планирование с определением основных
видов внеурочной деятельности
№
п/п

1.

2.
3.

Тема курса внеурочной деятельности

Инструктаж. Введение «Учебноисследовательская и
проектная деятельность в
современном мире»
Основные понятия и виды
исследовательской деятельности
Структура исследовательской
работы
Составные части введения

Ко
лво
час
ов

Часы
ауди
торн
ой
заня
тост
и

Часы
неауд
иторн
ой
занято
сти

1
Беседа
1

Составление структуры проекта,
выделение его основных частей
Выбор предмета или направления
создания проекта. Формулировка
темы проекта
Составление своего плана работы
над проектом. Составление графикатайминга
Работа с источниками литературы
Анализ
информационных
источников. Переработка текстовой
информации
Работа с источниками литературы

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

4.

6.

Оформление списка литературы
Правила оформления
библиографических ссылок

7.

Особенности написания работы
исследовательского

8.

характера
Технология написания
исследовательского проекта.

9.

Оформление исследовательской
работы

5.

10.

1
1

Технология написания
исследовательского проекта.
Структура проекта
Тема проекта

1

Актуальность. Цели проекта
Методы исследования

1
1

1

1

11.
12.
13.

Виды занятий

1
1

Составление своего плана работы
над проектом. Составление графикатайминга
Составление своего плана работы
над проектом. Составление графикатайминга
Составление своего плана работы
над проектом. Составление графикатайминга
Составление своего плана работы
над проектом. Составление графикатайминга
Определение целей и задач работы
Выбор вида исследования

14.
15.

Паспорт проекта

1

1

Проведение исследования,
выполнение проектного замысла.
Обработка полученной информации
Анализ информационных
источников. Переработка текстовой
информации
Анализ информационных
источников. Переработка текстовой
информации
Анализ информационных
источников. Переработка текстовой
информации
Анализ
информационных
контактов
(по
источников. Переработка текстовой
информации
Оформление работы

1
1
1

1
1
1

Оформление работы
Оформление работы
Оформление работы

работ
Консультация по выбору темы
1
Консультирование: объект, предмет 1
исследования
Консультирование: цель, задачи
1

1
1

Оформление работы
Оформление работы

1

Определение с представлением
результатов проекта.
Определение с представлением
результатов проекта.

1

Обзор литературы, анкетирование
Библиография

1
1

1
1

Классификация учебных проектов
(типы)

1

1

Проекты по содержательной
специфике

1

1

Проекты по комплектности и
предметно-содержательной области)

1

16.

17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Классификация проектов по
продолжительности
Виды презентаций проектов
Формы презентаций проектов
Оценка качества выполнения
презентации исследовательских

Консультирование: методы
исследования

1

27.

1

28.

Консультирование по
библиографии
Посещение библиотеки,
теоретическая часть

1

29.

1

30.

Посещение библиотеки,
практическая часть
Редактирование тезисов и
демонстрационных материалов

1

31.

Составление защитного слова

1

Консультации по оформлению
работ

1

Отчетная конференция. Рефлексия.
Экспертная оценка
работ

2

32.
33.
3435.

1
характеру

Определение с представлением
результатов проекта.

1

1

Определение с представлением
результатов проекта.
Защита в мини-группах, самоанализ,
внесение корректировок в план
выступления
Защита в мини-группах, самоанализ,
внесение корректировок в план
выступления
Индивидуальная работа с
руководителем проекта
Индивидуальная работа с
руководителем проекта
Самоанализ проектной работы



Список методической литературы:

1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение,
2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам)
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург,
1996
3. Вебер С.А. О механизме реализации личностных ресурсов
старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. –
2013. - № 1. С. 16 – 23
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности
школьников. Под ред. Когана Е.А. – Издательский дом «Федоров». Учебная
литература, 2006
5.
Игнатьева Г.А. Проектные формы учебной деятельности
обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - №
11. – с. 20 – 33
6.
Маркова О.Ю. Веб-квест как один из способов организации
проектной деятельности на уроке иностранного языка // Иностранные языки в
школе. – 2013 - №5 – с. 41 - 43
7.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для
учителя. М.: Просвещение, 2008
8.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Учебное пособие / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. М.: 2004
9.
Сергеева Н.Г. Применение метода проектов при обучении
иностранному языку // Среднее профессиональное образование. – 2014 - № 2 –
с. 43 – 44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».