план внеурочной деятельности ООО_198 _23-24

План внеурочной деятельности образовательной программы основного общего
образования МБОУ «СОШ №198»
1. Пояснительная записка
1.1
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а
рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью
содержательного раздела основной образовательной программы. План внеурочной
деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования
образовательного учреждения в сфере внеурочной деятельности;

1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.2. Нормативная база разработки плана внеурочной деятельности.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. №287
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74223)
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 №115
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа
2017 г. № 09-1672 «Методические рекомендации по организации содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности»

1.3. Цели задачи, формы, содержание внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной
программы
(личностных,
метапредметных
и
предметных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и
может включать в себя:
 внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
в
том
числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
 внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные
сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и
исследовательской деятельности);
 внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том
числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе
волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные
пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских
навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций
дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и
социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
 внеурочную
деятельность,
направленную
на
реализацию
комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса,
занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и
социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики
региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
 внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских
общественных объединений, организаций и т. д.;
 внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями
по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
 внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных
маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
 внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
2

обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и
здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в
процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты
учащихся).
1.4. Содержание плана внеурочной деятельности.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой
через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
—на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической
культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно — от 2 до 4 часов,
—на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности — от 1
до 2 часов;
—на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся
еженедельно от 1 до 2 часов;
—на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно
еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении
коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий
за 1-2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на
реализацию плана внеурочной деятельности);
—на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической
поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно —
от 2 до 3 часов.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
Так, например, в 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся
образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо
в 8 классе — в связи с организацией предпрофильной подготовки и т. д. Выделение часов
на внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью преодоления
противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом
коллективе.
1.5. Формы реализации внеурочной деятельности
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
3

Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу;
обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том
числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы,
деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования,
научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.
1.6. Модель реализации внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО МБОУ «СОШ №198»
обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до
1750 часов на уровне основного общего образования). Часы внеурочной деятельности
используются
на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное,
физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, с целью создания
условий для их самореализации и осуществления педагогической поддержки в
преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации
внеурочной
деятельности
является
ее
воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной
организации.
По решению педагогического коллектив
с учетом интересов и запросов
участников образовательных отношений с целью реализации принципа формирования
единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной
деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием учебнопознавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности.
1.7. Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организации формируется часть, рекомендуемая для
всех обучающихся:
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок);
1
час
в
неделю
–
на
занятия
по
формированию
функциональной
грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся, в 6-9 классах на профориентационной
направленности « Россия - мои горизонты».
В вариативную часть плана внеурочной деятельности включаются:
4

3 часа в неделю — на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии;
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся.
1.8. Направления внеурочной деятельности.
1.8.1. Инвариантная часть.
Информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном»
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине — России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной
России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания,
умения и навыки для решения задач в различных сферах Основная задача: формирование
и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической,
естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и
глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы,
метапредметные кружки или факультативы.
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов,
изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы,
моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок
профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных
навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности.
5

1.8.2. Вариативная часть
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся.
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям как
залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству
общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента
образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных
отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные
занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной коммуникации.
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение
к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских
клубах и т.п.);занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой направленности.
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений,
органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися
комплекса мероприятий воспитательной направленности.
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений
– заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
6

Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в
образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за
формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности
Российского движения школьников; волонтерских, трудовых, экологических отрядов,
создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п.
3.2.2. План внеурочной деятельности для V классов
V класс.
№
Направленность
Инвариантная часть
Разговоры о важном
1 Информационнопросветительская
(патриотическая,
нравственная и
экологическая тематика)
Функциональная грамотность:
2 Функциональная
грамотность
учимся для жизни
Вариативная часть
и Увлекательный английский
4 Интеллектуальное
социокультурное развитие
Вопросы истории
5 Творческое и физическое Плавание
развитие, самореализация, Баскетбол
раскрытие
и
развитие Школьные спортивные игры
способностей
Моя любимая школа
6 Социальные интересы,
деятельность ученических
сообществ

Количество, часов
в
в год
неделю
1

34

1

34

1
1
1
1
1

34
34
34
34
34

1

34

* Количество часов в неделю определяется по выбору учащихся и родителей (законных
представителей), но не более 10 часов.

План внеурочной деятельности для VI классов
7

VI класс.
Количество, часов
в
в год
неделю

№
Направленность

Инвариантная часть
Разговоры о важном
1
34
1 Информационнопросветительская
(патриотическая,
нравственная и
экологическая тематика)
Функциональная грамотность:
1
34
2 Функциональная
грамотность
учимся для жизни
Россия – мои горизонты
1
34
3 Профориентация
Вариативная часть
и Юные друзья истории
1
34
4 Интеллектуальное
социокультурное развитие
(коррекционная программа)
Клуб любителей английского
1
34
языка
Школьная неделя
1
34
2
68
5 Творческое и физическое Настольный теннис
развитие, самореализация, Плавание
1
34
раскрытие
и
развитие Баскетбол
1
34
способностей
Школьные спортивные игры
1
34
Моя любимая школа
1
34
6 Социальные интересы,
деятельность ученических
сообществ
* Количество часов в неделю определяется по выбору учащихся и родителей (законных
представителей), но не более 10 часов.
План внеурочной деятельности для VII классов
VII класс.
№
Направленность
Инвариантная часть
Разговоры о важном
1 Информационнопросветительская
(патриотическая,
нравственная и
экологическая тематика)
Функциональная грамотность:
2 Функциональная
грамотность
учимся для жизни
Россия – мои горизонты
3 Профориентация
Вариативная часть
и Удивительные явления
4 Интеллектуальное
социокультурное развитие
История Британии
Юные друзья истории

Количество, часов
в
в год
неделю
1

34

1

34

1

34

1
1
1

34
34
34
8

Инфознайка
1
34
Путь к Олимпу
1
34
Школьная неделя
1
34
5 Творческое и физическое Плавание
развитие, самореализация, Баскетбол
1
34
раскрытие
и
развитие
способностей
Моя любимая школа
1
34
6 Социальные интересы,
деятельность ученических
сообществ
* Количество часов в неделю определяется по выбору учащихся и родителей (законных
представителей), но не более 10 часов.
План внеурочной деятельности для VIII классов
VIII класс.
Количество, часов
в
в год
неделю

№
Направленность
Инвариантная часть
Разговоры о важном
1 Информационнопросветительская
(патриотическая,
нравственная и
экологическая тематика)
Функциональная грамотность:
2 Функциональная
грамотность
учимся для жизни
Россия – мои горизонты
3 Профориентация
Вариативная часть
и Физика вокруг нас
4 Интеллектуальное
социокультурное развитие
Английский в ситуациях
общения
Инфознайка
Секретные материалы о твоём
здоровье
5 Творческое и физическое Плавание
развитие, самореализация, Президентские спортивные
раскрытие
и
развитие состязания
способностей
Настольный теннис
Основы проектирования.
Экологический проекты
Баскетбол

6

Социальные интересы,
деятельность ученических
сообществ

Моя любимая школа

1

34

1

34

1

34

1
1

34
34

1
1

34
34

1
1

34
34

2
1

68
34

1

34Физ
ика
вокруг
нас
34

1

9

* Количество часов в неделю определяется по выбору учащихся и родителей (законных
представителей), но не более 10 часов.
План внеурочной деятельности для IХ классов
IХ класс.
Количество, часов
в
в год
неделю

№
Направленность
Инвариантная часть
Разговоры о важном
1 Информационнопросветительская
(патриотическая,
нравственная и
экологическая тематика)
Функциональная грамотность:
2 Функциональная
грамотность
учимся для жизни
Россия – мои горизонты
3 Профориентация
Вариативная часть
и История в лицах
4 Интеллектуальное
социокультурное развитие
Сложные вопросы
обществознания
Географический мир
Английский для путешествий
В мире информатики
Английский отличник
Информатик в задачах
Сложные вопросы лингвистики
Физический практикум
Математический калейдоскоп
Сложные вопросы биологии
Олимпийский резерв
Математический практикум
5 Творческое и физическое Плавание
развитие, самореализация, Основы проектирования.
раскрытие
и
развитие Экологические проекты
способностей
Моя любимая школа
6 Социальные интересы,
деятельность ученических
сообществ

1

34

1

34

1

34

1
1

34
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34

1

34

* Количество часов в неделю определяется по выбору учащихся и родителей (законных
представителей), но не более 10 часов.
Ожидаемые результаты
Реализация программ внеурочной деятельности обеспечивает:

10














развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения
в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом;
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
формирование
коммуникативной,
этической,
социальной,
гражданской
компетентности школьников;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
реализацию цели основной образовательной программы ОУ – достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности,
позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Таким образом, план внеурочной деятельности в 5-9 классах 2023/2024 учебный
год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие
личности обучающихся, их воспитание и социализацию, способствует самоопределению
учащихся.
Настоящий план вступает в действие с 01 сентября 2023 года

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».